Земли особо охраняемых природных территорий

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
4) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 98. Земли рекреационного назначения
1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации , в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

10.06.2010Багаев
После прочтения статьи 100 становиться ясным, что в РФ нет земель сельхоз назначения, да и ни каких других категорий земель нет — все земли относятся к «особо ценным землям категории земли особо охраняемых территорий и объектов».
Читаем внимательно: Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся (не могут относиться, а «относятся») земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие (т.е. все)ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов (т.е. ещё раз все), редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Читать еще:  Как оформить дом в собственность через суд

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
4) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 98. Земли рекреационного назначения
1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статья 99. Земли историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации , в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

10.06.2010Багаев
После прочтения статьи 100 становиться ясным, что в РФ нет земель сельхоз назначения, да и ни каких других категорий земель нет — все земли относятся к «особо ценным землям категории земли особо охраняемых территорий и объектов».
Читаем внимательно: Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся (не могут относиться, а «относятся») земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие (т.е. все)ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов (т.е. ещё раз все), редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Земли особо охраняемых природных территорий

Начало выделения и развития этой категории земель относится к началу ХХ в., и к настоящему времени их площадь составляет несколько процентов от всех земель страны и по абсолютным цифрам является самой большой в мире Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников (1895 — 1995). М., 1996. .

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются ФЗ об особо охраняемых природных территориях в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов. Перечень видов особо охраняемых природных территорий приводится в п.1 комментируемой статьи.

Согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира Галиновская Е.А., Чичигин Н.В. Комментарий к федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях». М., 2005. // СПС Консультант Плюс. .

Государственные природные заповедники считаются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими цель сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы.

Земли, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

На государственные природные заповедники согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях возлагаются следующие основные задачи:

  • 1) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • 2) организация и проведение научных исследований, включая ведение «Летописи природы»;
  • 3) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение;
  • 4) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов Галиновская Е.А., Чичигин Н.В. Комментарий к федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях». М., 2005. // СПС Консультант Плюс. .

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденному Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996), научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Документом, аккумулирующим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и их изменениях, выступает принятая в системе заповедников страны «Летопись природы». Ее задача состоит в целенаправленном комплексном сборе и фиксации фактических данных, всесторонне характеризующих изменения в заповедных экосистемах. Основные предъявляемые к ней требования: достоверность, массовость информации, ее репрезентативность, систематичность, методическая сопряженность, обеспечивающая преемственность и сопоставимость данных.

Создание государственного природного заповедника утверждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории госзаповедника производится в том же порядке.

На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, положение о ней утверждается также органом исполнительной власти субъекта РФ Чешев А.С. Основы землепользования и землеустройства. Ростов-на-Дону, 2002.С. 78. .

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Согласно вышеназванному Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности (наряду с указанными в п.7 комментируемой статьи) относятся:

  • 1) действия, изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
  • 2) строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений, объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
  • 3) сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках Степаницкий В.Б. Комментарий к ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». М., 1997. С, 93. .

Государственными природными заказниками согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях выступают территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  • а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных государственных органов исполнительной власти и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ Степаницкий В.Б. Комментарий к ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». М., 1997. С, 95. .

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей. Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2005. .

Земля особо охраняемых территорий и объектов

Земли, относящиеся к территориям и объектам со статусом особо охраняемых, представляют собой одну из земельных категорий РФ с природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным значением, которые по постановлению федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также решениям ОМС частично или в полной мере изъяты из хоз. оборота и применения, и в отношении которых устанавливается особенный правовой режим.

Читать еще:  Договор субаренды квартиры - образец и бланк скачать

В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ обозначено, что земельный правовой режим устанавливается посредством принадлежности земель к той или другой целевой категории и также разновидности разрешенного применения согласно территориальному зонированию и общим принципам.

Очередность его проведения установлена законодательными актами и отдельными требованиями законов специального назначения.

Юридическая значимость этих категорий земель представлена тем, что после выведения их в отдельную категорию с охраняемым статусом, кодексом одновременно зафиксирован их правовой режим, с введением ограничений возможности изъять их для любых других целей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Состав земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.

Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:

  • Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
  • Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
  • Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
  • Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.

Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.

С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:

  • Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
  • Территории, имеющие природоохранное значение;
  • Рекреационное значение;
  • Территории исторического и культурного значения;
  • Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.

Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.

Земли водного фонда: правовой режим.

Что такое земли промназначения, читайте тут.

О правовом режиме земель лесного фонда читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-lesnogo-fonda.html

Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.

Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.

Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей.

Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.

Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную.

Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве.

Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: правовой режим

Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.

Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.

Эти земли, с учетом их видовой принадлежности и определенного статуса объекта и территории, могут относиться к государственному (субъектному или федеральному), частному и муниципальному владению.

Согласно своему статусу, ряд охраняемых территориальных видов может иметь местное, региональное или же федеральное значение, с отнесением их к соответствующему виду собственности.

Достаточно интересное действие имеет право частного владения определенной землей. К примеру, в чертах отдельных видов территорий, к которым можно отнести заказники, вполне допустимо наличие земельных участков, оформленных как частные владения.

Если же затрагивать вопрос прекращения прав на участки, отнесенные к особенно охраняемым территориям, которыми владеет муниципалитет или государство, включительно и в порядке отнесения их к частным владениям, в преимущественных случаях недопустимо.

По факту это значит, что к моменту закрепления за территорией статуса особо охраняемой, если в ее чертах значится участок, который кем-либо используется или находится в чьей-либо собственности, то он не подлежит изъятию.

Их владельцы все так же используют эти участки, однако, с некоторыми ограничениями, которые были введены при создании территории со статусом особенно охраняемой. Они имеют такое же право совершать с личными земельными участками различные сделки, куда включается также и отчуждение.

Во время оформления сделок, в действие вступают правила, которые воспрещают продавцам или покупателям менять целевое предназначение участка. Если же говорить о практической реализации, то подобные разновидности землепользования обыкновенно являются использованием участков для своих целей гражданами, которые заняты управлением или обслуживанием определенной территории с особенно охраняемым статусом либо же домов отдыха или санаториев.

Когда же за территорией был закреплен такой статус, с того же момента становится практически невозможной любая передача участков, размещенных в ее пределах, во владение физическим и юридическим лицам.

Одна из важных характерных особенностей правового аспекта земельного режима территорий, отнесенных к особенно охраняемым – это введение запрета на их изъятие или же ликвидация прав на участки отдельных территориальных видов, которые прямо противоречат целевому предназначению.

В статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко оговаривается запрет на проведение изъятия природно-заповедных земель.

В чертах земель территорий, находящихся под особенной охраной, дозволено землепользование и хозяйственная деятельность, если подобные действия не ухудшают положение объектов, подлежащих охране.

К такой дозволенной деятельности относят организацию и выполнение исследований научного плана, просвещение, экомониторинг, в некоторых случаях, и организацию отдыха и туризма. Также на практике встречаются и случаи предоставления земель для определенных разновидностей сельхоздеятельности, к примеру, в целях выполнения сенокошения и выпаса, прокладывания ЛЭП.

Дозволены и традиционные разновидности хоз. деятельности по месту проживания любой из коренной малочисленной народности в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. К таким относят оленеводство, охоту и т. п.

Из списка тех, которые запрещены, можно назвать:

  • разведку и разработку полезных ископаемых;
  • лесную рубку;
  • рыболовство и охоту;
  • возведение разных объектов жилого и хозяйственно назначения, кроме тех, что предназначены для целей обслуживания охраняемых территорий и дозволенных видов деятельности.

На федеральных охраняемых землях воспрещается предоставлять дачные и садоводческие участки, проводить строительство автодорог, трубопроводов, ЛЭП, а также заниматься строительством и эксплуатацией объектов жилого и промышленного значения. Также введен запрет на передвижение и стоянки ТС и некоторые иные виды деятельности.

Учреждение особенно охраняемых объектов и территорий выполняется на основании решений госорганов или муниципальных органов, с учетом утвержденных схем по развитию и расположению охраняемых территорий и территориального зонирования. Процессу учреждения предшествует проведение резервирования участка госорганами субъектов Российской Федерации.

Резервирование значит, что участок будет предварительно выделен, и в отношении него установят ряд ограничений по видам хоз. деятельности, которые в дальнейшем не будут соотноситься с режимом, планируемым для закрепления за учреждаемым объектом.

Земельные участки подлежат резервации, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному виду собственности. Участок, подлежащий резервации и пребывающий в частном владении, может быть изъят на условиях выкупа.

В целях создания дополнительной защиты территорий, имеющих статус особенно охраняемых, от вероятности воздействия антропогенных факторов, на смежные земельные участки и водное пространство могут быть созданы охраняемые округа и зоны, с закреплением регулируемого режима хоз. деятельности.

Создание охранных зон обеспечивается принятием соответствующих решений госорганами субъектов РФ. Участки, оставленные в пределах таких зон, у их владельцев или же пользователей не могут быть изъяты.

Предусматривается и ведение госкадастра территорий с особенно охраняемым статусом, которым занимается МПР РФ. Кроме того, участки, имеющие природоохранное назначение, учитывают в земельном госкадастре.

Те из учреждений, которые осуществляют управление такими территориями (заказниками, заповедниками и т. п.), а также владельцы и землепользователи, чьи земли находятся в чертах территории охранной зоны, могут претендовать на льготы по оплате налогов.

В целях поддержания эффективности охранного режима, и с учетом ценности ряда природных объектов, располагаемых на территориях, имеющих особый охранный режим, за нарушения, допущенные на их территории, существенно повышена строгость юр. ответственности (статьи 250 и 252 УК РФ).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

А) Земли особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

Природоохранного назначения;

Рекреационного назначения;

Историко-культурного назначения;

Иные особо ценные земли в соответствии с ЗК, федеральными законами.

Данный перечень не является закрытым Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий, например: земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Земли особо охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов определяется земельным, природоресурсным и природоохранным законодательством: ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока РФ», ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», иные нормативные правовые акты, принятые как на региональном и местном уровне.

Состав земель особо охраняемых территорий

а) Земли особо охраняемых природных территорий

ООПТ представляют собой основной «запас» экологически ценных природных объектов. В большинстве случаев в состав ООПТ включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других частях планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства.

Установленное ЗК целевое назначение для земель ООПТ не является окончательным пунктом в определении правового режима таких земель. Доминирующими в основе земельно-правового регулирования являются требования соблюдения режима ООПТ, закрепленные природоохранным законодательством.

ООПТ включают в себя не только участки земли, но и водные объекты и воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты.

Правовой статус ООПТ определяется на основании ФЗ «Об особо охраняемых территориях», согласно которому различают следующие категории ООПТ:

— государственные природные заповедники;

— государственные природные заказники;

— дендрологические парки и ботанические сады;

— лечебно-оздоровительные местности и курорты.

— территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

В соответствии со статьями 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» для придания территории правового статуса ООПТ федерального значения, обосновывающие материалы комплексного экологического обследования этих территорий, должны пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня, проводимую Росприроднадзором. Для придания территории правового статуса ООПТ регионального значения, указанные материалы, должны пройти государственную экологическую экспертизу регионального уровня, проводимую органами государственной власти субъекта Федерации.

В основе правового положения земель ООПТ лежит несколько основных правовых условий:

1. Правовой режим земельного участка, в границах которого расположена ООПТ, в целом следует устанавливаемому статусу и режиму соответствующей ООПТ.

2. Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности (ст. 95 ЗК РФ). В соответствии со ст. 58 ФЗ»Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3. Земли ООПТ закрепляются в соответствующую публичную собственность в установленном порядке, в зависимости от того, в введении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления находится соответствующая ООПТ.

4. Правовой режим земельного участка особо охраняемой природной территории подчиняется, прежде всего, установленному режиму ООПТ. Режимы особой охраны различных территорий существенно отличаются друг от друга.

Так, например, на территориях национальных парков охранные меры окружающей среды предусмотрены непосредственно Законом. В частности, на них запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. В отличие от особого режима охраны территорий национальных парков, на территориях природных заказников режим особой охраны определяется не нормами Закона, а положениями о них, утверждаемыми специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. На территории заказников Закон уже не исключает определенных видов деятельности, если они не противоречат целям их создания или не причиняют вред природным комплексам.

Следуя общим представлениям о жесткости режима ООПТ, Земельный кодекс РФ (ст. 27) установил, что земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота, а земельные участки, занятые иными ООПТ, лишь ограничены в обороте. Земли государственных природных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, а приватизация земель иных ООПТ не исключена (ст. 95 Земельного кодекса РФ).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В целях защиты земель ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков и иных лиц не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

На территории Иркутской области находится 3 ООПТ федерального значения: 1 Национальный парк «Прибайкальский», 2 государственных природных заповедника «Байкало-Ленский» и «Витимский».

Читать еще:  Как получить бесплатно участок земли под строительство дома: условия, порядок получения, документы, законы

Согласно ст. 95 ЗК РФ на землях ООПТ федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на ООПТ деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием ООПТ, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат и другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно — оздоровительным местностям.

К курортам относят освоенные и используемые в лечебно — профилактических целях ООПТ, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

В границах лечебно — оздоровительных местностей и курортов запрещается или ограничивается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков и иных лиц не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, установленных законом.

Под территориями традиционного природопользования понимаются ООПТ, образованные для ведения природопользования исторически сложившимися способами использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов и ведения традиционного образа жизни коренными малочисленными народами. При этом под коренными малочисленными народами понимают народы, «насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». На территории Иркутской области проживают два коренных малочисленных народа: тофалары и эвенки. Земельные участки и другие обособленные объекты, находящиеся в пределах границ таких ООПТ предоставляются указанным лицам в безвозмездное пользование.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 1576 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оборотоспособность земельных участков особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалин Глеб Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению особенностей ограничения земельных участков, находящихся в переделах особо охраняемых природных территорий , в гражданском обороте . Определена нормативная основа установления ограничений, проанализирована судебная практика, складывающаяся в отношении отдельных договорных конструкций, когда предметом договора выступает указанная категория земельных участков. Поставлена проблема реализации принципа прочной связи с землей. Сделан вывод о преобладании императивного метода регулирования правоотношений, связанных с оборотом земельных участков особо охраняемых природных территорий .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шабалин Глеб Юрьевич

THE CAPABILITY OF LAND PLOTS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

The article is devoted to consideration of the limitations of land lots within specially protected natural territories in civil turnover. The legal foundations of establishment limitation were indicated. Law practice, which developing in separate contract’s constructions, when land lot is the subject of the contract, was analyzed. The problem of the implementation of the principle «a strong bond with the land» was posed. The prevalence of imperative regulation method relations related to the turnover of specially protected natural territories’ land lots was concluded.

Текст научной работы на тему «Оборотоспособность земельных участков особо охраняемых природных территорий»

THE LEGAL STATUS OF THE KAZANKA RIVER

The article is devoted to an actual problem of determining the legal status of the Kazanka River: natural monument of regional significance or water body, which is in the federal property? The author believes that the legal regime of the river Kazanka should be primarily include rules about it as a natural monument of regional importance, which should be protected.

Key words: river Kazanka, natural monument, a specially protected natural area, the uncertainty of the legal status of, water protection zones.

KALEMINA Anna Ivanovna — Student Kazan (Volga region) Federal University, Kazan. E-mail: themisll 11@yandex.ru

ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Шабалин Глеб Юрьевич,

студент ФГБОУВО «Марийский

государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: gleb. shabalin @yandex. ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей ограничения земельных участков, находящихся в переделах особо охраняемых природных территорий, в гражданском обороте. Определена нормативная основа установления ограничений, проанализирована судебная практика, складывающаяся в отношении отдельных договорных конструкций, когда предметом договора выступает указанная категория земельных участков. Поставлена проблема реализации принципа прочной связи с землей. Сделан вывод о преобладании императивного метода регулирования правоотношений, связанных с оборотом земельных участков особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: гражданский оборот, земельный участок, особо охраняемые природные территории, право собственность на землю, сделки с землёй

Земельные участки как объекты земельных отношений установлены пунктом 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации. Как объект гражданского оборота земельные участки определены пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, в связи с чем на оборот отдельных категорий земельных участков установлены законодательные ограничения. Так, пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Только в Республике Марий Эл согласно сведениям Республиканского кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на 2016 год зарегистрировано два ООПТ федерального значения, сорок девять ООПТ регионального значения и четыре ООПТ местного значения [4].

Статьей 27 Земельного кодекса установлено, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. Абзац второй пункта 2 данной статьи определяет содержание ограничения в обороноспособности как непредставление соответствующих земельных участков в частую собственность. Следовательно, и исходя из прямого толкования норм статьи 9 Конституции Российской Федерации, земельные участки особо охраняемых природных территорий могут находиться в государственной, муниципальной собственности, а частная собственность на земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий не допускается.

Установление такого правового режима федеральным законодательством порождает на практике множество споров, связанных, в том числе, с приватизацией данных земельных участков. В том случае, когда основанием для приватизации служит предоставление жилого помещения до введения в действие законодательства о приватизации, суды могут отказать в передаче в частную собственность объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, входящих в состав особо охраняемых природных тер-

Телемост «Правовой режим особо охраняемых природных территорий»

риторий. Пример: Решение по делу № 2-1003/15 Волжского городского суда.

Часто на практике возникает ситуация, когда в частной собственности находится объект недвижимости (здание или сооружение). Юридическое либо физическое лицо собирается осуществить приватизацию земельного участка под данным объектом недвижимости, однако в силу прямого запрета статьи 27 Земельного кодекса не может её осуществить, когда данный земельный участок расположен в пределах особо охраняемой природной территории. Пример: Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу № А38-5392.

Поскольку фактически приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через договор купли-продажи, который является договорной конструкцией, направленной на переход права собственности, если предметом договора выступает земельный участок, расположенный в пределах особо охраняемых природных территорий, покупателем по такому договору не может являться физическое или юридическое лицо. Следовательно, приватизация данных земельных участков действительно невозможна. Данная законодательная конструкция, защищая особый правовой режим, создает противоречие с принципом единства юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В качестве ещё одно примера можно привести судебный спор, касающийся земельного участка в составе населённого пункта, признанного в порядке статьи 96 Земельного кодекса РФ актом Правительства Российской Федерации территорией курорта. Обладая на праве собственности нежилыми зданиями, физическое лицо обратилось за защитой права на получение в собственность за плату земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты. Однако в виду того, что спорный земельный участок находится в пределах территории, получившей статус особо охраняемой природной территории, в признании соответствующего права было отказано, несмотря на то, что в земельный кадастр не были внесены сведения о статусе данной территории.

Данный спор дошёл до Конституционного суда Российской Федерации, по мнению которого правовая коллизия отсутствует. В Определении от 23 июня 2016 г. № 1402-О в приятии жалобы к рассмотрению было отказано в связи с тем, что ограничение оборо-тоспособности особо охраняемых природных территорий есть механизм правовой охраны окружающей среды и не нарушает принцип многообразия форм собственности.

Поскольку сделки направленные на переход права собственности в частную с земельными участками особо охраняемых природных территорий не допускаются, важной договорной конструкцией является аренда. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. № 293 «Об установле-

нии Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков» объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:

— рекреационная зона, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

— зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности [3].

На практике зачастую земельный участок особо охраняемой природной территории может находиться у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом заключение договоров аренды таких земельных участков по передаче правомочия пользования не допускается наравне с иными сделками, связанными с распоряжением земельными участками особо охраняемых природных территорий, в виду отсутствия такого правомочия [2]. Так, можно констатировать, что в отношении земельных участков особо охраняемых природных территорий не допускаются сделки по реализации полномочия распоряжения в отношении субъектов частной собственности.

Существует также проблема разграничения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, так как земли особо охраняемых природных территорий в силу норм статьи 27 Земельного кодекса могут обладать тем или иным статусом. Наиболее объективным видится подход, предложенный в науке на основе анализа законодательства, когда земельный участок должен соответствовать четырём следующим признакам:

1) нахождение в публичной нефедеральной собственности;

2) возможность совершения сделок, не связанных с отчуждением;

3) наличие диспозитивности в запретах;

4) возможность перехода в иную категорию публичной собственности [1].

Соответствие данным признакам указывает на ограниченность оборотоспособности, когда как несоответствие — на принадлежность к изъятым из оборота.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в Российской Федерации правовое регулирование обо-ротоспособности земельных участков особо охраняемых природных территорий носит императивный характер. Судебная практика применения данных норм складывается вокруг следования императивным

предписаниям, не допуская переход в частую собственность даже при наличии права собственности на объекты недвижимости, расположенные на данных участках.

1. Лунёва Е. В. Проблема разграничения ограниченных и изъятых из гражданского оборота земельных участков в особо-охраняемых природных территориях // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 1. С. 23-27.

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2010 г. № 448/10 по делу № А55-3314/2009. Доступ из СПС «Консультант плюс».

3. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 293 «Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков». Доступ из СПС «Консультант плюс».

4. Республиканский кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Марий ЭЛ // Официальный сайт Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл. URL: http://gov.mari.ru/debzn/sn_ekol6.shtml

THE CAPABILITY OF LAND PLOTS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

The article is devoted to consideration of the limitations of land lots within specially protected natural territories in civil turnover. The legal foundations of establishment limitation were indicated. Law practice, which developing in separate contract’s constructions, when land lot is the subject of the contract, was analyzed. The problem of the implementation of the principle «a strong bond with the land» was posed. The prevalence of imperative regulation method relations related to the turnover of specially protected natural territories’ land lots was concluded.

Key words: civil turnover, land lot, specially protected natural territory, right property in land lots, land transactions.

SHABALIN Gleb Jur’evich — Student of Mari state university, Yoshkar-Ola. E-mail: gleb.shabalin@yandex.ru

Соловьев Виктор Степанович,

доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru

Говоря об особо охраняемых природных территориях, сегодня следует рассуждать не только о правовой защите парковых, заповедных и иных зон, являющихся местом интенсивного посещения граждан, но и о служебных обязанностях властных структур, о нравственном долге населения в данной сфере. Представленный очерк, по своему стилю не совсем вписывающийся в научный журнал, в определенной мере затрагивает эти проблемы. Работа была написана для маритурекской районной газеты «Знамя». Но администрация района, видимо, усмотрев в ней упреки в свой адрес (и то ладно), сочла неуместной ее публикацию в данном виде, чем еще раз подтвердила актуальность вопроса об ответственности местных властей и населения за экологическое состояние как заповедных зон, так и всей природной территории. В очерке нет ссылок на законодательные акты, нет критики в чей-либо адрес, в нем нет навязчивых идей, указующих назиданий, высокоумных рекомендаций. Он направлен лишь на актуализацию проблемы, воздействие на чувства людей.

Ключевые слова: природа, земля, лес, луг, река, плотина, родник, Холодний ключ.

В этом заглавии нет ошибки. «Холодний ключ» -именно так любовно называли коренные жители Ма-ри-Турека родник, вытекавший из-под лесистой горы около проселочной дороги в деревню Русский Ноле-дур в полусотне метров от речки Ноля, а вода в нем была «холодняя». По названию этого родника окружающую его местность — один из изумительно красивых уголков прекрасной марийской земли — тоже именовали Холодним ключом, это он потом офици-

ально стал прозываться Холодным. Более того, заселившие позднее разросшееся село жители дали этому месту уже новое название — «Холодка». Бр-р-р! Хотя, к сожалению, они оказались правы: ключа-то уже нет, один холод остался. Кому как, а кому-то очень жаль, что, быть может, единственный в России родник с почти экзотическим звучанием похолодел. Из названия ушла поэзия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector