Муниципальный жилищный фонд

1. Современные проблемы содержания жилищного фонда. Понятие и проблемы формирования муниципальной собственности

2. Проблемы реформирования ЖКХ и проблемы местного самоуправления по содержанию жилфонда

3. Управление муниципальным имуществом

Список использованной литературы

Важнейшим результатом реформ в России стали реальная децентрализация власти, собственности и управления, превращение регионов и территорий в реальные субъекты процесса присвоения. Начался процесс становления принципиально новой формы собственности – муниципальной, аналогов которой не существовало в советский период развития страны.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся, прежде всего, системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение указанных служб в ведении городских властей дает немало преимуществ, как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода – объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или как это нередко случалось в нашей стране – по ведомствам), благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле государственному бюджету.

В течение 1993–1994 годов местные органы власти в целом по России в дополнение к уже находившимся у них социальным объектам приняли в свое ведение и в собственность свыше 25% жилого фонда, 60% – детских дошкольных учреждений, 20% – больничных коек и поликлиник, около 80% спортивных сооружений, клубов и других подобного рода учреждений.

Решение столь масштабной задачи осложняется следующими обстоятельствами. Во-первых, средств на содержание данных объектов и приведение их в элементарный порядок у местных властей нет. Во-вторых, эти объекты распределены по населенным пунктам крайне неравномерно, и во многих индустриальных центрах доля ведомственной социальной сферы достигает 60–90%. В-третьих, практически все подлежащие передаче в муниципальное ведение объекты социальной инфраструктуры давно не ремонтировались и предельно изношены; прежде чем начать ими распоряжаться, их надо привести в маломальский порядок.

Самая главная проблема состоит в том, что нередко из-за ветхого состояния жилого фонда муниципальное образование не хочет принимать данный объект в собственность, а предприятие, в хозяйственном ведении которого здание находилось, отказывается обслуживать его. Конечно, в данном случае страдают жильцы таких домов.

Большие проблемы возникают при подготовке зданий к зимней эксплуатации, не в полном объеме выполняется ремонт кровель, ветхих тепловых сетей, оборудования тепловых пунктов. В некоторых жилых домах отдельные конструктивные элементы находятся в аварийном состоянии, внутренние системы газоснабжения выработали свой эксплуатационный ресурс и требуют замены.

1. Современные проблемы содержания жилищного фонда. Понятие и проблемы формирования муниципальной собственности

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, приюты, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики, спортивные и туристические базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения и помещения, предназначенные для отдыха, сезонного и временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан.

По форме собственности различают: частный жилищный фонд – фонд, находящийся в собственности граждан и фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников; государственный – ведомственный, федеральный и республиканский (в составе России), краевой, областной жилищный фонд, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальный жилищный фонд – фонд, находящийся в собственности района, города, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

К муниципальному жилищному фонду ЖК РФ относит совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Вопросы муниципальной собственности в первую очередь регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности. В правах органов местного самоуправления – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также самостоятельное управление ею.

Гражданский кодекс РФ развивает положения Конституции, указывая, что права собственника муниципального имущества принадлежит городским, поселковым, сельским и иным муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это право реализуется от имени муниципального образования органами местного самоуправления (МСУ), а в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, непосредственно населением. Базовым законодательным актом федерального уровня является федеральный закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления.

Находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований.

В состав муниципального имущества, в соответствии с ФЗ №131, может входить:

1) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ №131 вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа МО.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества МО, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Под перепрофилированием фактически, понимается приведение имущества в состояние «предназначенности» для решения вопросов местного значения.

Для чего необходимо подразделение собственности на государственную, собственность субъектов и, конечно же, муниципальную собственность? В чем общественно-политическое значение муниципальной собственности?

До 1991 года в России существовало только два вида собственности: государственная и личная собственность граждан. Последняя, составляла ничтожную долю от первой. Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году. Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ.

Процесс разгосударствления и приватизации, запущенный в 1991 году, привел к новой структуре собственности в Российской Федерации. Гражданское законодательство называет следующие ее виды:

– государственная собственность Российской Федерации и субъектов Федерации;

– другие виды собственности (например, собственность общественных организаций).

Муниципальные образования принимают в муниципальную собственность имущество ликвидируемых государственных предприятий, объекты социально-культурного назначения государственных и приватизированных предприятий. Некоторые муниципальные образования принимают в муниципальную собственность имущество должников местного бюджета в счет погашение долга.

С самого начала интенсивность процессов реформирования отношений собственности на местном уровне была производной от понимания необходимости реформ и политической воли представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Именно поэтому различные муниципальные образования сегодня существенно отличаются друг от друга по уровню экономического развития

В настоящее время на территории любого муниципального образования располагаются объекты и действуют хозяйствующие субъекты всех вышеназванных видов собственности. Свое влияние на их состояние муниципалитет может оказывать, прежде всего, через местную политику землепользования, правила благоустройства и санитарного содержания территорий, местную налоговую политику.

Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком на совести местных органов власти и управления.

Классификация жилищного фонда

Жилищный фонд Российской Федерации, как одно из главных достояний общества и государства, представляет собой совокупность всех жилых помещений, расположенных на территории нашей страны.

Классификация жилищного фонда возможна по двум критериям: форме собственности и способу использования. В зависимости от того, кому принадлежат помещения, в жилищном фонде выделяют следующие основные виды:

А по целям использования жилищный фонд подразделяется на:

  1. социальный;
  2. специализированный;
  3. индивидуальный;
  4. коммерческий.

Рассмотрим все вышеперечисленные виды жилищного фонда более подробно.

Государственный жилищный фонд

Помещениями, входящими в состав государственного фонда, распоряжаются:

  1. министерство государственного имущества РФ;
  2. уполномоченные органы власти субъектов Федерации;
  3. государственные предприятия или учреждения.

Несмотря на то, что собственником ведомственного жилья является государство, оно передает хозяйствующим субъектам часть вещных прав по использованию помещений. Они предназначены, как правило, для проживания сотрудников предприятий и учреждений, на балансе которых находятся конкретные здания и сооружения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Статья $294$ Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо, распоряжающееся имуществом на праве хозяйственного ведения, хоть и не обладает всеми полномочиями собственника, но вправе использовать данное жилье по собственному усмотрению.

Кроме того, федеральные и казенные учреждения могут быть наделены правом оперативного управления жилищным фондом. В соответствии со статьей $296$ Гражданского кодекса РФ, они могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, распоряжениями органов государственной власти и назначением жилья.

При этом министерство госимущества РФ и аналогичные региональные структуры способны изъять у предприятия права оперативного управления вверенным ему жилищным фондом, но только при обстоятельствах, специально оговоренных законом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Муниципальный жилищный фонд

Распоряжаться муниципальным фондом имеют право:

  1. городские и районные администрации;
  2. сельские поселения;
  3. административно-территориальные образования городов и районов;
  4. муниципальные предприятия и учреждения.

Жилой фонд, находящийся на балансе муниципальных предприятий и учреждений, закреплен за ними также на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований находится жилье, предназначенное для обеспечения малоимущих граждан. Они должны проживать в данном населенном пункте и нуждаться в улучшении жилищных условий, чтобы получить от местной администрации помещения по договорам социального найма.

Частный жилищный фонд

Дома, квартиры и комнаты, принадлежащие гражданам и различным юридическим лицам, составляют частный фонд. В эту категорию также относят жилые помещения, собственниками которых являются коммерческие или общественные организации, в том числе профсоюзы, благотворительные фонды и религиозные объединения.

Читать еще:  Примерная форма соглашения об отсутствии взаимных претензий (подготовлено экспертами компании - Гарант - ), ГАРАНТ

Владельцы могут построить, приобрести или приватизировать свои объекты недвижимости. Приватизация представляет собой процесс разгосударствления собственности. Она проводится посредством продажи или безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества различным компаниям и частным лицам.

Одной из форм приватизации является аренда жилья на длительный срок с правом последующего выкупа. Кроме того, помещения могут быть распроданы новым владельцам в результате аукциона.

Классификация жилищного фонда в зависимости от цели использования

Классификация жилищного фонда по целям использования во многом зависит от того, к какой форме собственности относятся те или иные помещения.

Социальный фонд состоит из государственного или муниципального жилья, предоставляемого гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Договор социального найма имеет ряд характерных особенностей. Его объектами всегда выступают дома, квартиры или комнаты, изолированные от других жилых помещений.

В качестве наймодателя по договору социального найма выступает орган государственной или муниципальной власти, а в качестве нанимателя – конкретный гражданин. Члены его семьи также пользуются правами и исполняют обязанности, связанные с проживанием в предоставленном помещении.

Специализированный фонд составляют следующие объекты недвижимости:

  1. служебное жилье;
  2. общежития;
  3. дома для престарелых и инвалидов;
  4. интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. помещения, предназначенные для беженцев и вынужденных переселенцев.

Большая часть специализированного жилищного фонда находится в собственности органов государственной власти и местного самоуправления. Эти помещения, как правило, используются для временного проживания студентов, рабочих или служащих, в связи с учебой или исполнением профессиональных обязанностей.

Индивидуальный фонд принадлежит гражданам или юридическим лицам. Владельцы жилья и члены их семей постоянно проживают в своих домах, квартирах или изолированных комнатах. Права и обязанности собственников данных помещений определены действующим Жилищным кодексом РФ.

Коммерческий фонд используется для извлечения прибыли. Он представляет собой совокупность помещений, предоставляемых людям или организациям по договорам аренды или найма.

Объекты коммерческого фонда могут принадлежать как органам государственной и муниципальной власти, так и гражданам или юридическим лицам, которые вправе сдавать свои дома или квартиры на возмездной основе.

Жилищный фонд коммерческого использования подлежит государственному учету. Порядок этой процедуры установлен соответствующими нормативными актами Правительства России. Речь идет об обязательной технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимости с оформлением надлежащих документов. Технические паспорта жилых помещений являются подтверждением их соответствия установленным строительным, санитарным, экологическим и иным нормативам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Муниципальный жилой фонд это

Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований – городских, сельских поселений и других населенных пунктов жилых домов (жилых помещений), которые раньше находились в ведении местных Советов, т. е. были объектами права государственной собственности*.

Муниципальный жилищный фонд

Согласно статье 20 ЖК Российской Федерации, сохранность жилищного фонда, независимо от форм собственности и контроля над его правовым использованием, а также соответствие норм проживания и осуществление коммунальных услуг, находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального закона РФ.

Жилищный фонд: виды жилищного фонда РФ и правила его целевого использования

4) жилищный фонд коммерческого использования – жилые помещения, которые входят в данную категорию, используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, могут быть предоставлены гражданам по иным договорам, а также различным лицам во владение и (или) в пользование.

Глава 4ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ЖИЛИЩНЫЕ ФОНДЫ

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

Определение термина Жилищный фонд

Предоставление гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируется Положением «О жилищных кредитах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1180, в соответствии с которым кредиты на указанные цели могут предоставляться как юридическим лицам, так и гражданам, даже не состоящим на учете для улучшения жилищных условий. Обеспечивается кредит залогом в виде недвижимого имущества, принадлежащего заемщику.

Жилищное право

Индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Муниципальный жилой фонд это

муниципальный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

Муниципальный жилищный фонд это

Оглавление
Введение
1. Современные проблемы содержания жилищного фонда. Понятие и проблемы формирования муниципальной собственности
2. Проблемы реформирования ЖКХ и проблемы местного самоуправления по содержанию жилфонда
3. Управление муниципальным имуществом
Заключение
Список использованной литературы

Жилищный фонд муниципального образования

В собственности юридических лиц — построенные или приобретенные по предусмотренным основаниям жилые дома, квартиры (в том числе в порядке долевого участия). Собственностью ЖК и ЖСК (как юридических лиц — см. ч. 5 ст. 112 ЖК РФ) являются кооперативные дома с не полностью выплаченным паем (п. 4 ст. 218 ГК РФ).

Статья 19 ЖК РФ

Гражданское законодательство относится к исключительной компе­тенции Российской Федерации. Поскольку жилищное законодатель­ство состоит в основном из граждан­ско-правовых и административно-правовых норм, то только последние могут устанавливаться субъектами Российской Федерации, да и то в части, не противоречащей феде­ральному законодательству.

Новое в блогах

Суть реконструкции состоит в том, что комнаты увеличиваются в своей площади, чтобы соответствовать установленным нормам жилой площади на одного человека. Также можно приватизировать и служебные квартиры. Для этого необходимо проработать определенное время на том предприятии или в государственном органе, который и выдал служебное жилье. После чего, необходимо обратится в этот орган, в чем ведении находится жилой фонд, в котором расположена служебная квартира и получить специальное разрешение на приватизацию.

Государственный жилищный фонд

• физических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, пре­дусмотренных законодательством;

Понятие жилищного фонда и его виды

В соответствии с формой собственности выделяется частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд. В зависимости от целей использования рассматривается жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд для коммерческого использования.

Муниципальный жилой фонд это

Согласно ст. 17 ЖК РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществляется соответствующими министерствами, государственными комитетами и другими органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями. На предприятиях, в организациях в этих целях создаются специальные жилищно-эксплуатационные подразделения — жилищно-коммунальные конторы (управления домами и т. п.).

Муниципальный жилой фонд это

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, договором социального найма данного жилого помещения.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Классификация жилищного фонда

Жилищный фонд Российской Федерации, как одно из главных достояний общества и государства, представляет собой совокупность всех жилых помещений, расположенных на территории нашей страны.

Классификация жилищного фонда возможна по двум критериям: форме собственности и способу использования. В зависимости от того, кому принадлежат помещения, в жилищном фонде выделяют следующие основные виды:

А по целям использования жилищный фонд подразделяется на:

  1. социальный;
  2. специализированный;
  3. индивидуальный;
  4. коммерческий.

Рассмотрим все вышеперечисленные виды жилищного фонда более подробно.

Государственный жилищный фонд

Помещениями, входящими в состав государственного фонда, распоряжаются:

  1. министерство государственного имущества РФ;
  2. уполномоченные органы власти субъектов Федерации;
  3. государственные предприятия или учреждения.

Несмотря на то, что собственником ведомственного жилья является государство, оно передает хозяйствующим субъектам часть вещных прав по использованию помещений. Они предназначены, как правило, для проживания сотрудников предприятий и учреждений, на балансе которых находятся конкретные здания и сооружения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Статья $294$ Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо, распоряжающееся имуществом на праве хозяйственного ведения, хоть и не обладает всеми полномочиями собственника, но вправе использовать данное жилье по собственному усмотрению.

Кроме того, федеральные и казенные учреждения могут быть наделены правом оперативного управления жилищным фондом. В соответствии со статьей $296$ Гражданского кодекса РФ, они могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, распоряжениями органов государственной власти и назначением жилья.

При этом министерство госимущества РФ и аналогичные региональные структуры способны изъять у предприятия права оперативного управления вверенным ему жилищным фондом, но только при обстоятельствах, специально оговоренных законом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Муниципальный жилищный фонд

Распоряжаться муниципальным фондом имеют право:

  1. городские и районные администрации;
  2. сельские поселения;
  3. административно-территориальные образования городов и районов;
  4. муниципальные предприятия и учреждения.

Жилой фонд, находящийся на балансе муниципальных предприятий и учреждений, закреплен за ними также на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований находится жилье, предназначенное для обеспечения малоимущих граждан. Они должны проживать в данном населенном пункте и нуждаться в улучшении жилищных условий, чтобы получить от местной администрации помещения по договорам социального найма.

Частный жилищный фонд

Дома, квартиры и комнаты, принадлежащие гражданам и различным юридическим лицам, составляют частный фонд. В эту категорию также относят жилые помещения, собственниками которых являются коммерческие или общественные организации, в том числе профсоюзы, благотворительные фонды и религиозные объединения.

Читать еще:  Плохое отопление в квартире: куда жаловаться

Владельцы могут построить, приобрести или приватизировать свои объекты недвижимости. Приватизация представляет собой процесс разгосударствления собственности. Она проводится посредством продажи или безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества различным компаниям и частным лицам.

Одной из форм приватизации является аренда жилья на длительный срок с правом последующего выкупа. Кроме того, помещения могут быть распроданы новым владельцам в результате аукциона.

Классификация жилищного фонда в зависимости от цели использования

Классификация жилищного фонда по целям использования во многом зависит от того, к какой форме собственности относятся те или иные помещения.

Социальный фонд состоит из государственного или муниципального жилья, предоставляемого гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Договор социального найма имеет ряд характерных особенностей. Его объектами всегда выступают дома, квартиры или комнаты, изолированные от других жилых помещений.

В качестве наймодателя по договору социального найма выступает орган государственной или муниципальной власти, а в качестве нанимателя – конкретный гражданин. Члены его семьи также пользуются правами и исполняют обязанности, связанные с проживанием в предоставленном помещении.

Специализированный фонд составляют следующие объекты недвижимости:

  1. служебное жилье;
  2. общежития;
  3. дома для престарелых и инвалидов;
  4. интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. помещения, предназначенные для беженцев и вынужденных переселенцев.

Большая часть специализированного жилищного фонда находится в собственности органов государственной власти и местного самоуправления. Эти помещения, как правило, используются для временного проживания студентов, рабочих или служащих, в связи с учебой или исполнением профессиональных обязанностей.

Индивидуальный фонд принадлежит гражданам или юридическим лицам. Владельцы жилья и члены их семей постоянно проживают в своих домах, квартирах или изолированных комнатах. Права и обязанности собственников данных помещений определены действующим Жилищным кодексом РФ.

Коммерческий фонд используется для извлечения прибыли. Он представляет собой совокупность помещений, предоставляемых людям или организациям по договорам аренды или найма.

Объекты коммерческого фонда могут принадлежать как органам государственной и муниципальной власти, так и гражданам или юридическим лицам, которые вправе сдавать свои дома или квартиры на возмездной основе.

Жилищный фонд коммерческого использования подлежит государственному учету. Порядок этой процедуры установлен соответствующими нормативными актами Правительства России. Речь идет об обязательной технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимости с оформлением надлежащих документов. Технические паспорта жилых помещений являются подтверждением их соответствия установленным строительным, санитарным, экологическим и иным нормативам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственный и муниципальный жилищный фонд.

Государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

Муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Государственный жилищный фонд. Речь идет о жилых помещениях, находящихся в собственности (во владении):

— всей РФ или любого из субъектов РФ;

— учреждений, финансируемых РФ или субъектом РФ (дело в том, что у учреждений не возникает права собственности на переданное им собственником недвижимое имущество, равно как на недвижимость, приобретенную учреждением в ходе его деятельности. В практике возник вопрос: возникает ли право собственности на жилое помещение у учреждения, финансируемого гражданином? Нет, и в этом случае право собственности на жилое помещение возникает у лица, которое финансирует данное учреждение);

— федеральных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий субъектов РФ. Дело в том, что такие предприятия не имеют права собственности на жилые помещения, находящиеся в их владении (последние им переданы лишь в хозяйственное ведение). Право собственности на жилые помещения и в этом случае принадлежит либо РФ, либо субъекту РФ;

— федеральных казенных предприятий и казенных предприятий субъектов РФ. У них такие помещения находятся на праве оперативного управления, а правом собственности на жилые помещения обладает соответственно РФ или субъект РФ;

в) муниципальный жилищный фонд. Речь идет о всех жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Кроме того, к муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся:

— в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий;

— в оперативном управлении муниципальных казенных предприятий;

— в оперативном управлении учреждений, финансируемых муниципальным образованием;

Управление и распоряжение от имени РФ федеральным имуществом осуществляет Правительство РФ. Значительную часть своих полномочий Правительство делегировало Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, которое, в частности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости, оформляет закрепление государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, дает согласие на продажу объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении, на передачу их в аренду или залог.

От имени субъектов федерации управление и распоряжение жилищным фондом осуществляют соответствующие государственные органы исполнительной власти субъекта федерации. Так, в соответствии со ст.29 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» от 16 июля 2001 г. распоряжение жилыми помещениями государственного жилищного фонда осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга путем предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования и аренды, бесплатной передачи в собственность гражданам занимаемых ими жилых помещений в порядке приватизации жилья, продажи гражданам жилья, передачи в собственность муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном законодательством Санкт-Петербурга (Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2001. N 1; 2004. N 3).

7. Муниципальный жилищный фонд представляет собой составную часть муниципальной собственности, предназначенную для удовлетворения жилищных потребностей населения соответствующей территории. Образование муниципального жилищного фонда осуществляется главным образом за счет передачи жилищного фонда в собственность муниципальных образований субъектами федерации, а также за счет строительства нового жилья.

Согласно ст.125,215ГК РФ органы местного самоуправления и лица, указанные в законе, осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в частности, они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. //СЗ РФ. 2003. N 40. Ст.3822; ст.14 ЖК).

В состав государственного жилищного фонда входят жилые дома и жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации или отдельным субъектам Российской Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений. В законодательстве широко употребляется понятие «ведомственный жилищный фонд». Этот фонд является частью государственного жилищного фонда. Он состоит из домов, принадлежащих на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления государственным предприятиям или учреждениям и предназначенных для удовлетворения жилищных потребностей их работников. Муниципальный жилищный фонд состоит из жилых домов и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности району, городу, поселку, другим муниципальным образованиям, включая жилые дома и жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений (т. е. их «ведомственный фонд») Муниципальный жилищный фонд предназначен для удовлетворения потребностей населения данного административно-территориального образования и принадлежащих ему предприятий и учреждений.

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 303 . Нарушение авторских прав

Статья 19. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

Читать еще:  Дом приватизирован, а земля нет: что делать; как оформить долевой земельный участок в собственности под частным зданием; сколько стоит процедура регистрации, ее условия

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ — ч. 3 ст. 40, в ГК — ст. 672, в ЖК — ст. 19):

1) частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

2) государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;

3) муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто . В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.
———————————
См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1-е — 4-е изд. М.: Статут, 2000 — 2005.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы — социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

1) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;

2) жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;

3) жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма (иному возмездному договору) гражданам или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, относятся к коммерческому жилищному фонду;

4) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, которые установлены законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и об изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о кадастре недвижимости, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом о кадастре недвижимости определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить работу так называемого одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации государственного технического учета и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector