Государственное устройство Болгарии

В выборах 17 июня 2001 на депутатские мандаты претендовали более трех десятков партий и коалиций. В итоге в парламенте оказались следующие наиболее влиятельные политические силы. Одержавшее победу НДСВ, созданное незадолго до выборов. В 2002 оно преобразовано в партию, в программной декларации которой отмечалось, что она будет и консервативной, и либеральной, и будет иметь социальную ориентацию. Потерпевшая поражение бывшая правящая правоцентристская партия СДС — ядро коалиции «Объединённые демократические силы» (ОДС). Коалиция «За Болгарию», в которой около самой многочисленной Болгарской социалистической партии (БСП) объединились левые и левоцентристские движения. На этих выборах БСП получила самый низкий результат в 1990-е гг. Движение за права и свободы (ДПС), электорат которого представлен в основном национальным меньшинством — этническими турками.

Болгария: государственное устройство и политическая система, наука и культура

Государственное устройство болгарии

Народное собрание (НС), избираемое раз в четыре года в составе 240 депутатов, является высшим органом законодательной власти Болгарии. Президент республики Болгария является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается прямым голосованием на срок в пять лет.

Совет Министров Болгарии является центральным органом исполнительной власти. Избирается Народным Собранием по предложению премьер-министра, которому президент поручает составить кабинет. Совет Министров Болгарии руководит внутренней и внешней политикой государства, осуществляя её в соответствии с конституцией и законодательством страны.


Судебная власть в Болгарии независима. Судебная власть Болгарии защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства. В ходе осуществления своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону Болгарии.

Государственное устройство и политическая система болгарии

Герб Болгарии В центре герба Болгарии на щите — золотой лев на темно-красном поле. Над щитом — корона, прообразом которой является корона болгарских владетелей Второго болгарского царства. Герб Болгарии держат еще два коронованных льва, стоящих на задних лапах.


Ниже — дубовые ветви и трехцветная лента с надписью «Съединението прави силата» («Сила — в единении»). Цвета ленты — цвета болгарского флага. Герб Болгарии принят в 1948 году. В 1991 году в Болгарии была принята новая Конституция, которая отменила звезды, серпы и молоты и подтвердила республиканское государственное устройство.
Единственным спорным моментом остался национальный герб. Те, кто высказывался за коронованного льва, с опаской оглядывались на испанскую столицу Мадрид, где продолжает жить изгнанный из страны в 1946 году болгарский царь Симеон II Кобургготский.

Значительная часть актов Президента требует контрасигнатуры (скрепления подписью) министра-председателя или соответствующего министра. Исключение составляют акты о назначении служебного правительства, предложение об образовании правительства, определении организации и порядка деятельности служб при Президенте и назначении персонала, назначении выборов и некоторые другие, прямо указанные в п.3 ст.102 Конституции. Высшим исполнительным и распорядительным органом власти в стране является Совет министров (правительство), состоящий из министра-председателя, его заместителей и министров.
Согласно Конституции Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны. Он обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.

Государственное устройство. болгария — унитарное государство

В общественной жизни страны активное участие принимают профсоюзные объединения на отраслевом и национальном уровне. Конфедерация независимых синдикатов Болгарии (КНСБ) и Конфедерация труда «Под-крепа» играют важную роль в налаживании социального партнёрства. В числе ведущих организаций деловых кругов — Болгарская торгово-промышленная палата, Союз работодателей Болгарии, Хозяйственная палата и др.

За 1991—2001 в Болгарии 4 раза состоялись выборы в парламент, причём дважды досрочно. За это же время (до июля 2001) сменилось 7 правительств (в т.ч. два служебных). Только правительство во главе с бывшим лидером СДС И.Костовым (1997—2001) использовало свой мандат полностью.

Как правило, смена кабинетов происходила на волне недовольства результатами социально-экономической политики, из-за недостаточного учёта социальной переносимости радикальных мер, причастности управленцев к коррупции. В нач.

Государственное устройство болгарии 2014

В голосовании должны участвовать более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины действительных голосов. Президент назначает и освобождает высший командный состав Вооружённых сил. Он возглавляет консультативный совет по национальной безопасности. Президенту предоставлены полномочия объявлять войну, военное или чрезвычайное положение, когда Народное собрание не заседает. Президент назначает дату выборов в Народное собрание и в местные органы самоуправления. Он определяет дату национального референдума, когда о его проведении решило Народное собрание. После консультаций с парламентскими группами президент поручает кандидату на пост премьер-министра, выдвинутому от наиболее многочисленной парламентской группы, сформировать правительство.

Территориально-государственное устройство

Основной приоритет Болгарии — интеграция в европейские и евроатлантические структуры. В 1995 Болгария стала ассоциированным членом ЕС, в декабре 1999 принята кандидатом в члены ЕС. В декабре 2002 на встрече лидеров стран ЕС в Копенгагене было заявлено о том, что Болгария при дальнейшем выполнении критериев членства может стать членом ЕС в 2007.

В ноябре 2002 Болгария получила приглашение к вступлению в НАТО (2004). Болгария уделяет большое внимание Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе». Республика Болгария имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в июле 1934).

Государственное устройство болгарии

Маргарита Попова (с 22 январь 2012)глава правительства: премьер-министр Пламен Орешарски (с 29 мая 2013),вице премьер-министры Зинаида Златанова (с 29 мая 2013), Тсветлин Йовчев (с июня 2013 г.), и Даниэла Бобева (с июня 2013 г.)Совет министров, премьер-министра избирается Национальным собранием выборы: президент и вице-президент избираются по одному списку всеобщим голосованием на пятилетний срок (имеют право на второй срок);последние выборы состоялись 23 и 30 октября 2011 года (следующие в 2016 году);Председатель Совета министров (премьер-министр), избираются Национальным собранием;заместители премьер-министров, с подачи премьер-министра утверждаются Национальным Собранием Законодательная власть: однопалатное Национальное собрание (240 мест; депутаты избираются всеобщим голосованием, на четырехлетние сроки) выборы в Национальное собрание: последние проведенные 12 мая 2013 г.

Государственное устройство болгарии

В выборах 17 июня 2001 на депутатские мандаты претендовали более трех десятков партий и коалиций. В итоге в парламенте оказались следующие наиболее влиятельные политические силы. Одержавшее победу НДСВ, созданное незадолго до выборов. В 2002 оно преобразовано в партию, в программной декларации которой отмечалось, что она будет и консервативной, и либеральной, и будет иметь социальную ориентацию. Потерпевшая поражение бывшая правящая правоцентристская партия СДС — ядро коалиции «Объединённые демократические силы» (ОДС). Коалиция «За Болгарию», в которой около самой многочисленной Болгарской социалистической партии (БСП) объединились левые и левоцентристские движения. На этих выборах БСП получила самый низкий результат в 1990-е гг. Движение за права и свободы (ДПС), электорат которого представлен в основном национальным меньшинством — этническими турками.

Болгария: государственное устройство и политическая система, наука и культура

Государственное устройство болгарии

Народное собрание (НС), избираемое раз в четыре года в составе 240 депутатов, является высшим органом законодательной власти Болгарии. Президент республики Болгария является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается прямым голосованием на срок в пять лет.

Совет Министров Болгарии является центральным органом исполнительной власти. Избирается Народным Собранием по предложению премьер-министра, которому президент поручает составить кабинет. Совет Министров Болгарии руководит внутренней и внешней политикой государства, осуществляя её в соответствии с конституцией и законодательством страны.


Судебная власть в Болгарии независима. Судебная власть Болгарии защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства. В ходе осуществления своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону Болгарии.

Государственное устройство и политическая система болгарии

Герб Болгарии В центре герба Болгарии на щите — золотой лев на темно-красном поле. Над щитом — корона, прообразом которой является корона болгарских владетелей Второго болгарского царства. Герб Болгарии держат еще два коронованных льва, стоящих на задних лапах.


Ниже — дубовые ветви и трехцветная лента с надписью «Съединението прави силата» («Сила — в единении»). Цвета ленты — цвета болгарского флага. Герб Болгарии принят в 1948 году. В 1991 году в Болгарии была принята новая Конституция, которая отменила звезды, серпы и молоты и подтвердила республиканское государственное устройство.
Единственным спорным моментом остался национальный герб. Те, кто высказывался за коронованного льва, с опаской оглядывались на испанскую столицу Мадрид, где продолжает жить изгнанный из страны в 1946 году болгарский царь Симеон II Кобургготский.

Значительная часть актов Президента требует контрасигнатуры (скрепления подписью) министра-председателя или соответствующего министра. Исключение составляют акты о назначении служебного правительства, предложение об образовании правительства, определении организации и порядка деятельности служб при Президенте и назначении персонала, назначении выборов и некоторые другие, прямо указанные в п.3 ст.102 Конституции. Высшим исполнительным и распорядительным органом власти в стране является Совет министров (правительство), состоящий из министра-председателя, его заместителей и министров.
Согласно Конституции Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны. Он обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.

Государственное устройство. болгария — унитарное государство

В общественной жизни страны активное участие принимают профсоюзные объединения на отраслевом и национальном уровне. Конфедерация независимых синдикатов Болгарии (КНСБ) и Конфедерация труда «Под-крепа» играют важную роль в налаживании социального партнёрства. В числе ведущих организаций деловых кругов — Болгарская торгово-промышленная палата, Союз работодателей Болгарии, Хозяйственная палата и др.

За 1991—2001 в Болгарии 4 раза состоялись выборы в парламент, причём дважды досрочно. За это же время (до июля 2001) сменилось 7 правительств (в т.ч. два служебных). Только правительство во главе с бывшим лидером СДС И.Костовым (1997—2001) использовало свой мандат полностью.

Как правило, смена кабинетов происходила на волне недовольства результатами социально-экономической политики, из-за недостаточного учёта социальной переносимости радикальных мер, причастности управленцев к коррупции. В нач.

Государственное устройство болгарии 2014

В голосовании должны участвовать более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины действительных голосов. Президент назначает и освобождает высший командный состав Вооружённых сил. Он возглавляет консультативный совет по национальной безопасности. Президенту предоставлены полномочия объявлять войну, военное или чрезвычайное положение, когда Народное собрание не заседает. Президент назначает дату выборов в Народное собрание и в местные органы самоуправления. Он определяет дату национального референдума, когда о его проведении решило Народное собрание. После консультаций с парламентскими группами президент поручает кандидату на пост премьер-министра, выдвинутому от наиболее многочисленной парламентской группы, сформировать правительство.

Территориально-государственное устройство

Основной приоритет Болгарии — интеграция в европейские и евроатлантические структуры. В 1995 Болгария стала ассоциированным членом ЕС, в декабре 1999 принята кандидатом в члены ЕС. В декабре 2002 на встрече лидеров стран ЕС в Копенгагене было заявлено о том, что Болгария при дальнейшем выполнении критериев членства может стать членом ЕС в 2007.

В ноябре 2002 Болгария получила приглашение к вступлению в НАТО (2004). Болгария уделяет большое внимание Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе». Республика Болгария имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в июле 1934).

Государственное устройство болгарии

Маргарита Попова (с 22 январь 2012)глава правительства: премьер-министр Пламен Орешарски (с 29 мая 2013),вице премьер-министры Зинаида Златанова (с 29 мая 2013), Тсветлин Йовчев (с июня 2013 г.), и Даниэла Бобева (с июня 2013 г.)Совет министров, премьер-министра избирается Национальным собранием выборы: президент и вице-президент избираются по одному списку всеобщим голосованием на пятилетний срок (имеют право на второй срок);последние выборы состоялись 23 и 30 октября 2011 года (следующие в 2016 году);Председатель Совета министров (премьер-министр), избираются Национальным собранием;заместители премьер-министров, с подачи премьер-министра утверждаются Национальным Собранием Законодательная власть: однопалатное Национальное собрание (240 мест; депутаты избираются всеобщим голосованием, на четырехлетние сроки) выборы в Национальное собрание: последние проведенные 12 мая 2013 г.

Читать еще:  Форма СЗВ-СТАЖ: новый бланк и образец заполнения

Государственное и политическое устройство Болгарии

Болгария попала под контроль коммунистов в конце Второй мировой войны, когда, будучи союзником нацистской Германии, была оккупирована советскими войсками. 9 сентября 1944 было сформировано коалиционное правительство Отечественного фронта. 15 сентября 1946 провозглашена Народная Республика Болгария (НРБ), правительство которой возглавил известный лидер коммунистов Георгий Димитров. В 1948 коммунисты добились полного контроля над Отечественным фронтом, уничтожив все оппозиционные силы для того, чтобы осуществить «диктатуру пролетариата в форме народной демократии». Диктатура партийного аппарата превратила государство и все его политические органы в «приводные ремни» для выполнения решений коммунистического руководства, которое с 1954 по 1989 возглавлял Тодор Живков. Партийный аппарат слился с государственным в «номенклатуру» – организацию нового правящего класса по советскому образцу, которая управляла всеми сферами общественной жизни в стране.

Коммунисты, не ограничивая себя в политической практике никакими законами, сохранили конституционные формы правления. 4 декабря 1947 Великим народным собранием (полномочным учредительным собранием) была принята конституция, названная Димитровской. Она заменила Тырновскую конституцию 1879. Третья конституция была принята референдумом 16 мая 1971. Она закрепила положение о ведущей роли коммунистической партии в обществе и государстве. В ней декларировались основные конституционные принципы: суверенитет народа, ведущая роль рабочего класса, демократический централизм, социалистическая законность, приоритет общественных интересов, равенство прав и социалистический интернационализм. Избирательное право предоставлялось всем гражданам старше 18 лет; выборы должны были проводиться путем тайного голосования. Однако, поскольку номенклатура контролировала политические процессы в стране, включая выдвижение кандидатов на все посты, демократические принципы конституции действовали в значительной мере только на бумаге.

К концу 1980-х годов режим столкнулся с сильной политической оппозицией, которая после отставки Живкова 10 ноября 1989 с поста генерального секретаря Центрального комитета Болгарской коммунистической партии и главы государства приобрела организованные и легитимные формы. Массовые демонстрации, возглавляемые демократической оппозицией, заставили парламент отменить статью конституции о ведущей роли коммунистической партии. Под давлением оппозиции правящая партия вынуждена была серьезно реформироваться и согласиться с политическим плюрализмом. Представители коммунистов и оппозиции договорились о трех главных законопроектах (о дальнейших поправках к конституции, о политических партиях и о новых парламентских выборах), которые были одобрены парламентом в апреле 1990. Наиболее важным достижением этих переговоров о демократических преобразованиях явилось признание необходимости принятия новой конституции. Четвертая конституция Болгарии была принята 12 июля 1991 Великим Народным собранием 7-го созыва, избранным в июне 1990 на первых после 1944 свободных выборах.

Органы государственной власти.

По конституции 1991, Болгария является парламентской республикой во главе с президентом как гарантом конституции, избираемым на пятилетний срок в ходе прямых выборов. Президент является главнокомандующим вооруженными силами, а также главой консультативного совета по национальной безопасности.

Президентская власть в Болгарии является ограниченной. В чрезвычайных условиях президент может воспользоваться своей властью для объявления досрочных парламентских выборов (что и произошло весной 1997); он обладает также правом однократного вето на решения парламента. Образованное на основе парламентского большинства правительство определяет экономическую стратегию и политический курс страны. В конституции последовательно проводится принцип разделения властей, а также полномочий между центром и регионами. Конституция закрепляет также принцип политического плюрализма в стране.

Для принятия конституции было созвано Великое народное собрание из 400 избранных всеобщим голосованием депутатов. Народное собрание, осуществляющее законодательную власть и парламентский контроль, состоит из 240 депутатов, избираемых на четырехлетний срок, в соответствии с системой пропорционального представительства. В нем представлены партии, набравшие на выборах не менее 4% голосов. Парламент избирает и освобождает от должности премьер-министра и по его предложению – членов совета министров, вносит изменения в состав правительства по предложению премьер-министра. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются (сроком на семь лет без права повторного избрания) и освобождаются от должности президентом республики по предложению Высшего судебного совета.

В новой конституции указано, что Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования. Система административно-территориального деления Болгарии состоит из двух уровней: высшего (9 областей, включая город Софию) и низшего (в 1995 – 255 общин). Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Орган местного самоуправления в общине – общинный совет. Органом исполнительной власти в общине является кмет (мэр). Область – административно-территориальная единица, в которой проводится региональная политика, государственное управление на местах и обеспечивается соответствие государственных и местных интересов. Управление областью осуществляется областным руководителем при содействии областной администрации. Областной руководитель, назначаемый Советом министров, обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за соблюдение законности и общественного порядка, в его компетенцию входит также административный контроль.

Вплоть до ноября 1989 фактически единственной политической партией в стране была Болгарская коммунистическая партия (БКП), преобразованная из созданной в 1891 социал-демократической партии. Она была единственной в Европе партией такого типа, находившейся в непримиримой оппозиции к правительству своей страны во время Первой мировой войны. Впоследствии она – один из членов-основателей 3-го Интернационала. В 1946 БКП стала правящей партией, когда набрала большинство голосов в Великом народном собрании (ВНС). На протяжении 43 лет господства она допускала существование Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС) – послушного реликта некогда массовой крестьянской партии. В конце 1989 он насчитывал 130 тыс. членов. Все другие политические партии были объявлены вне закона или распущены. БКП сохранила также широкую массовую организацию Отечественный фронт.

Число членов БКП в 1945 увеличилось в 10 раз по сравнению с 1944 и достигло 250 тыс. человек. В январе 1990 она состояла из 31150 первичных организаций и насчитывала 983,9 тыс. членов. БКП также имела молодежный резерв – Димитровский коммунистический союз молодежи (до 1958 – Димитровский союз народной молодежи); им автоматически были охвачены почти все молодые люди старше 14 лет. Дети в возрасте 9–14 лет являлись членами коммунистической пионерской организации.

К концу 1980-х годов номенклатура испытала глубокий кризис легитимности вследствие экономического спада, политического и культурного упадка и в связи с проблемами этнических меньшинств. Чтобы предотвратить революционные выступления и удержаться у власти, группа «реформаторов» из правящей элиты партии 10 ноября 1989 устранила Живкова с поста генерального секретаря ЦК БКП и председателя Государственного совета. На 14-м съезде (30 января – 1 февраля 1990) БКП приняла новый устав, предусматривающий отказ от демократического централизма, а также «Манифест за демократический социализм». Основные его положения: десталинизация, отказ от монополии на власть, разнообразие форм собственности, преимущественно рыночная экономика и радикальная демократизация общества. По новому уставу, ЦК БКП был заменен Высшим партийным советом, который возглавляли председатель и секретариат. 3 апреля 1990 произошло переименование БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП).

Оппозиционные силы возглавил основанный в декабре 1989 Союз демократических сил (СДС), объединивший ок. 20 партий, движений и клубов, оппозиционных БКП. Наиболее популярным внутри СДС был стихийно возникший политический клуб «Экогласность», активисты которого в последний год правления режима Живкова сформировали наиболее сильную радикальную оппозицию. СДС не имел определенной политической платформы, его члены объединились главным образом на основе неприятия диктаторского правления БКП.

БЗНС стремился продемонстрировать полное размежевание с БКП. Официальные профсоюзы, Отечественный фронт и Димитровский комсомол также объявили себя независимыми и изменили свои названия. Кроме СДС, в стране зарегистрировано ок. 150 партий, коалиций и движений.

По оценкам на 1989, в вооруженных силах страны насчитывалось ок. 117,5 тыс. человек (91 тыс. мобилизованных): 81,9 тыс. человек в сухопутной армии, состоявшей из 8 моторизованных и 5 танковых бригад; 8,8 тыс. человек на флоте; 26,8 тыс. человек – в военно-воздушных силах. К 1995 число военнослужащих сократилось до 101,9 тыс. Сухопутная армия насчитывала 51,6 тыс. человек, военно-воздушные силы – 21,6 тыс., а военно-морские – 3 тыс. человек.

В 1955–1990 вооруженные силы Болгарии были частью сил Варшавского договора – военного союза под руководством СССР. Болгария использовала преимущественно советское вооружение, включая тактические ядерные ракеты. Многие офицеры командного состава прошли подготовку в советских военных академиях и институтах. Военная служба в Болгарии всеобщая и обязательная; ее срок – два года, а на флоте – три. Военные округа находятся в подчинении министерства обороны. Кроме регулярной армии, имеются пограничные войска, служба безопасности и полиция.

В январе 1990 политический контроль над вооруженными силами и министерством внутренних дел со стороны БКП был признан незаконным, а затем отменен. Партийные организации в каждом подразделении и главное политическое управление при министерстве обороны были упразднены.

Болгария всегда имела тесные связи с Россией. После Второй мировой войны и при коммунистическом режиме «болгаро-советская дружба» стала интегральной частью официальной идеологии и политики. Страна была участницей Варшавского договора и входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Болгария поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 государствами, однако с рядом стран они были временно прерваны – с Израилем в 1967, Чили в 1973 и Египтом в 1978 (в конце 1990-х годов они были восстановлены). Болгария является членом ООН (с 1955) и принимает участие в работе ок. 300 международных организаций и учреждений. С августа 1990 установлены и развиваются отношения с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». 5 мая 1992 Болгария была принята в Совет Европы. В марте 1993 подписала соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). С 1 февраля 1995 стала ассоциированным членом Европейского союза (ЕС).

Отношения с соседней Турцией, историческим противником Болгарии и членом НАТО, были постоянно напряженными, но особенно обострились после 1984 после попытки насильственной ассимиляции турецкого меньшинства. После падения режима Живкова наметилось улучшение отношений между этими государствами.

Болгаро-югославские отношения в 1948–1953 носили явно враждебный характер, поскольку Болгария предъявляла притязания на территорию Македонии. После примирения СССР с Югославией в 1955 они улучшились. Следует заметить, что в 1992 Болгария стала первой страной, признавшей независимую республику Македонию, из-за чего подверглась экономическим санкциям со стороны Союзной Республики Югославии. В 1999 официальное признание получил македонский язык, который ранее считался диалектом болгарского.

В 1990-е годы почти все политические объединения Болгарии в своих платформах подчеркивали необходимость более тесной ориентации экономики и культуры на страны Запада. Однако вплоть до отстранения от власти правительства БСП в 1997 международные связи с западными странами развивались медленно. Весной 1999 президент и парламентское большинство выступили с поддержкой действий НАТО в Сербии.

Государственный строй Болгарии

Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Официальный язык в Болгарии — болгарский. [1] Традиционная религия в Болгарии — православие. [2]

Читать еще:  10 СТАНКОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (Оборудование для производства), Бизнес-идеи для начинающих с нуля 💰

Содержание

Конституция [ | ]

Конституция Республики Болгарии — верховный закон Республики Болгарии, который учреждает её государственный строй. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст. 5 ал. 3 Конституции Республики Болгарии законы и иные нормативные, и административные акты в Болгарии не имеют «обратную силу» — никто не может быть осужден за какие-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по действующим законам.

Конституционный суд [ | ]

Конституционный суд (КС) создан в соответствии с Конституцией Болгарии (1991 г.). Единственно Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того он является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров. И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС, КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной. Следует отметить, что толкование даётся до ратификации данного договора.

Выборный екс [ | ]

Выборный екс Болгарии определяет правила, по которым выбираются все выборные органы государственной власти в стране. [3]

Выбор Выбираются Система Бюллетень Выбор назначается Мандат Последние выборы проводились
1 Народное собрание 240 народные представители Пропорциональная с мажоритарные преференции Многомандатные районы Президентом 4 года 2013 г.
2 Президент Президент и вицепрезидент Мажоритарная Национальный Народным собранием 5 лет 2011 г.
3 Депутаты Болгарии в Европейском парламенте 17/18 члены ЕП из 736 Пропорциональная Национальный Президентом 5 лет 2014 г.
4 Общинные советы и кметы 264 общинные советы
264 кметы общинах
около 2000 кметы районов
Пропорциональная для общинных советников
Мажоритарная для кметов
Локалные бюллетены для каждой общине или района Президентом 4 года 2011 г.

Законодательная власть [ | ]

Законодательная власть в Болгарии осуществляется Народным собранием. Оно состоит из 240 депутатов, которые выбираются на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 4-х лет. В случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств.

Президент — глава государства и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Болгарии. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях. Президент выбирается всеобщим и тайным голосованием на срок до пяти лет.

Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи. Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Исполнительная власть [ | ]

Совет министров осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии, в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами. Совет министров руководит выполнением государственного бюджета, организует уход за государственными благами, заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть [ | ]

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи, прокуроры, судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом.

Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Гражданские и небольшие уголовные дела в Болгарии рассматриваются в следующем порядке:

Районный суд (первая инстанция) → Окружной суд (вторая инстанция) → Верховный кассационный суд (окончательное решение)

Большие уголовные и некоторые гражданские дела рассматриваются так:

Окружной судАпелляционный судВерховный кассационный суд

Административные дела рассматриваются в следующем порядке:

Административный судВерховной административный суд

Служебные дела военных и полицейских чинов рассматриваются так:

Военный судВоенно-апелляционный судВерховный кассационный суд

Местное самоуправление и местная администрация [ | ]

Местное самоуправление [ | ]

Территория Болгарии делится на 264 общины, которые административно объединяются в 28 областей.

Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Этими выборами определяется и состав «Общинного совета» (болг. Общински съвет ) — местный парламент, в который входят представители всех политических партий, пропорционально результатам выбора. Обычно большинством обладает партия или коалиция, из которых происходит кмет, так как выборы кмета и Общинного совета происходят одновременно. Члены общинных советов называются «общинными представителями» (болг. общински представители ).

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. В небольших общинах представителями становятся люди из местной интеллигенции — юристы, врачи, творцы, предприниматели. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета.

Местная администрация [ | ]

Территория Болгарии делится на 28 областей, в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Областями руководят «Областные управители», которых назначает Совет министров.

У каждой региональной службы — полиции, здравоохранения, экологического надзора и т. д. — есть собственная субординация вплоть до министра соответных дел. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.

Вероисповедание в Болгарии свободно. Религиозные общности и учреждения отделены от государства, и не могут быть использованы в политических целях. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание. [2]

По результатам официальной переписи населения Болгарии в 2011 году, 78,2 % из населения страны определили себя религиозными. [4]

Государственное и политическое устройство Болгарии

Болгария попала под контроль коммунистов в конце Второй мировой войны, когда, будучи союзником нацистской Германии, была оккупирована советскими войсками. 9 сентября 1944 было сформировано коалиционное правительство Отечественного фронта. 15 сентября 1946 провозглашена Народная Республика Болгария (НРБ), правительство которой возглавил известный лидер коммунистов Георгий Димитров. В 1948 коммунисты добились полного контроля над Отечественным фронтом, уничтожив все оппозиционные силы для того, чтобы осуществить «диктатуру пролетариата в форме народной демократии». Диктатура партийного аппарата превратила государство и все его политические органы в «приводные ремни» для выполнения решений коммунистического руководства, которое с 1954 по 1989 возглавлял Тодор Живков. Партийный аппарат слился с государственным в «номенклатуру» – организацию нового правящего класса по советскому образцу, которая управляла всеми сферами общественной жизни в стране.

Коммунисты, не ограничивая себя в политической практике никакими законами, сохранили конституционные формы правления. 4 декабря 1947 Великим народным собранием (полномочным учредительным собранием) была принята конституция, названная Димитровской. Она заменила Тырновскую конституцию 1879. Третья конституция была принята референдумом 16 мая 1971. Она закрепила положение о ведущей роли коммунистической партии в обществе и государстве. В ней декларировались основные конституционные принципы: суверенитет народа, ведущая роль рабочего класса, демократический централизм, социалистическая законность, приоритет общественных интересов, равенство прав и социалистический интернационализм. Избирательное право предоставлялось всем гражданам старше 18 лет; выборы должны были проводиться путем тайного голосования. Однако, поскольку номенклатура контролировала политические процессы в стране, включая выдвижение кандидатов на все посты, демократические принципы конституции действовали в значительной мере только на бумаге.

К концу 1980-х годов режим столкнулся с сильной политической оппозицией, которая после отставки Живкова 10 ноября 1989 с поста генерального секретаря Центрального комитета Болгарской коммунистической партии и главы государства приобрела организованные и легитимные формы. Массовые демонстрации, возглавляемые демократической оппозицией, заставили парламент отменить статью конституции о ведущей роли коммунистической партии. Под давлением оппозиции правящая партия вынуждена была серьезно реформироваться и согласиться с политическим плюрализмом. Представители коммунистов и оппозиции договорились о трех главных законопроектах (о дальнейших поправках к конституции, о политических партиях и о новых парламентских выборах), которые были одобрены парламентом в апреле 1990. Наиболее важным достижением этих переговоров о демократических преобразованиях явилось признание необходимости принятия новой конституции. Четвертая конституция Болгарии была принята 12 июля 1991 Великим Народным собранием 7-го созыва, избранным в июне 1990 на первых после 1944 свободных выборах.

Органы государственной власти.

По конституции 1991, Болгария является парламентской республикой во главе с президентом как гарантом конституции, избираемым на пятилетний срок в ходе прямых выборов. Президент является главнокомандующим вооруженными силами, а также главой консультативного совета по национальной безопасности.

Президентская власть в Болгарии является ограниченной. В чрезвычайных условиях президент может воспользоваться своей властью для объявления досрочных парламентских выборов (что и произошло весной 1997); он обладает также правом однократного вето на решения парламента. Образованное на основе парламентского большинства правительство определяет экономическую стратегию и политический курс страны. В конституции последовательно проводится принцип разделения властей, а также полномочий между центром и регионами. Конституция закрепляет также принцип политического плюрализма в стране.

Для принятия конституции было созвано Великое народное собрание из 400 избранных всеобщим голосованием депутатов. Народное собрание, осуществляющее законодательную власть и парламентский контроль, состоит из 240 депутатов, избираемых на четырехлетний срок, в соответствии с системой пропорционального представительства. В нем представлены партии, набравшие на выборах не менее 4% голосов. Парламент избирает и освобождает от должности премьер-министра и по его предложению – членов совета министров, вносит изменения в состав правительства по предложению премьер-министра. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются (сроком на семь лет без права повторного избрания) и освобождаются от должности президентом республики по предложению Высшего судебного совета.

В новой конституции указано, что Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования. Система административно-территориального деления Болгарии состоит из двух уровней: высшего (9 областей, включая город Софию) и низшего (в 1995 – 255 общин). Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Орган местного самоуправления в общине – общинный совет. Органом исполнительной власти в общине является кмет (мэр). Область – административно-территориальная единица, в которой проводится региональная политика, государственное управление на местах и обеспечивается соответствие государственных и местных интересов. Управление областью осуществляется областным руководителем при содействии областной администрации. Областной руководитель, назначаемый Советом министров, обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за соблюдение законности и общественного порядка, в его компетенцию входит также административный контроль.

Вплоть до ноября 1989 фактически единственной политической партией в стране была Болгарская коммунистическая партия (БКП), преобразованная из созданной в 1891 социал-демократической партии. Она была единственной в Европе партией такого типа, находившейся в непримиримой оппозиции к правительству своей страны во время Первой мировой войны. Впоследствии она – один из членов-основателей 3-го Интернационала. В 1946 БКП стала правящей партией, когда набрала большинство голосов в Великом народном собрании (ВНС). На протяжении 43 лет господства она допускала существование Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС) – послушного реликта некогда массовой крестьянской партии. В конце 1989 он насчитывал 130 тыс. членов. Все другие политические партии были объявлены вне закона или распущены. БКП сохранила также широкую массовую организацию Отечественный фронт.

Читать еще:  Экипировка советских солдат в Великой Отечественной войне, Оружие и техника, Яндекс Дзен

Число членов БКП в 1945 увеличилось в 10 раз по сравнению с 1944 и достигло 250 тыс. человек. В январе 1990 она состояла из 31150 первичных организаций и насчитывала 983,9 тыс. членов. БКП также имела молодежный резерв – Димитровский коммунистический союз молодежи (до 1958 – Димитровский союз народной молодежи); им автоматически были охвачены почти все молодые люди старше 14 лет. Дети в возрасте 9–14 лет являлись членами коммунистической пионерской организации.

К концу 1980-х годов номенклатура испытала глубокий кризис легитимности вследствие экономического спада, политического и культурного упадка и в связи с проблемами этнических меньшинств. Чтобы предотвратить революционные выступления и удержаться у власти, группа «реформаторов» из правящей элиты партии 10 ноября 1989 устранила Живкова с поста генерального секретаря ЦК БКП и председателя Государственного совета. На 14-м съезде (30 января – 1 февраля 1990) БКП приняла новый устав, предусматривающий отказ от демократического централизма, а также «Манифест за демократический социализм». Основные его положения: десталинизация, отказ от монополии на власть, разнообразие форм собственности, преимущественно рыночная экономика и радикальная демократизация общества. По новому уставу, ЦК БКП был заменен Высшим партийным советом, который возглавляли председатель и секретариат. 3 апреля 1990 произошло переименование БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП).

Оппозиционные силы возглавил основанный в декабре 1989 Союз демократических сил (СДС), объединивший ок. 20 партий, движений и клубов, оппозиционных БКП. Наиболее популярным внутри СДС был стихийно возникший политический клуб «Экогласность», активисты которого в последний год правления режима Живкова сформировали наиболее сильную радикальную оппозицию. СДС не имел определенной политической платформы, его члены объединились главным образом на основе неприятия диктаторского правления БКП.

БЗНС стремился продемонстрировать полное размежевание с БКП. Официальные профсоюзы, Отечественный фронт и Димитровский комсомол также объявили себя независимыми и изменили свои названия. Кроме СДС, в стране зарегистрировано ок. 150 партий, коалиций и движений.

По оценкам на 1989, в вооруженных силах страны насчитывалось ок. 117,5 тыс. человек (91 тыс. мобилизованных): 81,9 тыс. человек в сухопутной армии, состоявшей из 8 моторизованных и 5 танковых бригад; 8,8 тыс. человек на флоте; 26,8 тыс. человек – в военно-воздушных силах. К 1995 число военнослужащих сократилось до 101,9 тыс. Сухопутная армия насчитывала 51,6 тыс. человек, военно-воздушные силы – 21,6 тыс., а военно-морские – 3 тыс. человек.

В 1955–1990 вооруженные силы Болгарии были частью сил Варшавского договора – военного союза под руководством СССР. Болгария использовала преимущественно советское вооружение, включая тактические ядерные ракеты. Многие офицеры командного состава прошли подготовку в советских военных академиях и институтах. Военная служба в Болгарии всеобщая и обязательная; ее срок – два года, а на флоте – три. Военные округа находятся в подчинении министерства обороны. Кроме регулярной армии, имеются пограничные войска, служба безопасности и полиция.

В январе 1990 политический контроль над вооруженными силами и министерством внутренних дел со стороны БКП был признан незаконным, а затем отменен. Партийные организации в каждом подразделении и главное политическое управление при министерстве обороны были упразднены.

Болгария всегда имела тесные связи с Россией. После Второй мировой войны и при коммунистическом режиме «болгаро-советская дружба» стала интегральной частью официальной идеологии и политики. Страна была участницей Варшавского договора и входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Болгария поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 государствами, однако с рядом стран они были временно прерваны – с Израилем в 1967, Чили в 1973 и Египтом в 1978 (в конце 1990-х годов они были восстановлены). Болгария является членом ООН (с 1955) и принимает участие в работе ок. 300 международных организаций и учреждений. С августа 1990 установлены и развиваются отношения с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». 5 мая 1992 Болгария была принята в Совет Европы. В марте 1993 подписала соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). С 1 февраля 1995 стала ассоциированным членом Европейского союза (ЕС).

Отношения с соседней Турцией, историческим противником Болгарии и членом НАТО, были постоянно напряженными, но особенно обострились после 1984 после попытки насильственной ассимиляции турецкого меньшинства. После падения режима Живкова наметилось улучшение отношений между этими государствами.

Болгаро-югославские отношения в 1948–1953 носили явно враждебный характер, поскольку Болгария предъявляла притязания на территорию Македонии. После примирения СССР с Югославией в 1955 они улучшились. Следует заметить, что в 1992 Болгария стала первой страной, признавшей независимую республику Македонию, из-за чего подверглась экономическим санкциям со стороны Союзной Республики Югославии. В 1999 официальное признание получил македонский язык, который ранее считался диалектом болгарского.

В 1990-е годы почти все политические объединения Болгарии в своих платформах подчеркивали необходимость более тесной ориентации экономики и культуры на страны Запада. Однако вплоть до отстранения от власти правительства БСП в 1997 международные связи с западными странами развивались медленно. Весной 1999 президент и парламентское большинство выступили с поддержкой действий НАТО в Сербии.

Государственный строй Болгарии

Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Официальный язык в Болгарии — болгарский. [1] Традиционная религия в Болгарии — православие. [2]

Содержание

Конституция [ | ]

Конституция Республики Болгарии — верховный закон Республики Болгарии, который учреждает её государственный строй. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст. 5 ал. 3 Конституции Республики Болгарии законы и иные нормативные, и административные акты в Болгарии не имеют «обратную силу» — никто не может быть осужден за какие-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по действующим законам.

Конституционный суд [ | ]

Конституционный суд (КС) создан в соответствии с Конституцией Болгарии (1991 г.). Единственно Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того он является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров. И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС, КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной. Следует отметить, что толкование даётся до ратификации данного договора.

Выборный екс [ | ]

Выборный екс Болгарии определяет правила, по которым выбираются все выборные органы государственной власти в стране. [3]

Выбор Выбираются Система Бюллетень Выбор назначается Мандат Последние выборы проводились
1 Народное собрание 240 народные представители Пропорциональная с мажоритарные преференции Многомандатные районы Президентом 4 года 2013 г.
2 Президент Президент и вицепрезидент Мажоритарная Национальный Народным собранием 5 лет 2011 г.
3 Депутаты Болгарии в Европейском парламенте 17/18 члены ЕП из 736 Пропорциональная Национальный Президентом 5 лет 2014 г.
4 Общинные советы и кметы 264 общинные советы
264 кметы общинах
около 2000 кметы районов
Пропорциональная для общинных советников
Мажоритарная для кметов
Локалные бюллетены для каждой общине или района Президентом 4 года 2011 г.

Законодательная власть [ | ]

Законодательная власть в Болгарии осуществляется Народным собранием. Оно состоит из 240 депутатов, которые выбираются на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 4-х лет. В случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств.

Президент — глава государства и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Болгарии. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях. Президент выбирается всеобщим и тайным голосованием на срок до пяти лет.

Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи. Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Исполнительная власть [ | ]

Совет министров осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии, в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами. Совет министров руководит выполнением государственного бюджета, организует уход за государственными благами, заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть [ | ]

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи, прокуроры, судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом.

Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Гражданские и небольшие уголовные дела в Болгарии рассматриваются в следующем порядке:

Районный суд (первая инстанция) → Окружной суд (вторая инстанция) → Верховный кассационный суд (окончательное решение)

Большие уголовные и некоторые гражданские дела рассматриваются так:

Окружной судАпелляционный судВерховный кассационный суд

Административные дела рассматриваются в следующем порядке:

Административный судВерховной административный суд

Служебные дела военных и полицейских чинов рассматриваются так:

Военный судВоенно-апелляционный судВерховный кассационный суд

Местное самоуправление и местная администрация [ | ]

Местное самоуправление [ | ]

Территория Болгарии делится на 264 общины, которые административно объединяются в 28 областей.

Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Этими выборами определяется и состав «Общинного совета» (болг. Общински съвет ) — местный парламент, в который входят представители всех политических партий, пропорционально результатам выбора. Обычно большинством обладает партия или коалиция, из которых происходит кмет, так как выборы кмета и Общинного совета происходят одновременно. Члены общинных советов называются «общинными представителями» (болг. общински представители ).

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. В небольших общинах представителями становятся люди из местной интеллигенции — юристы, врачи, творцы, предприниматели. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета.

Местная администрация [ | ]

Территория Болгарии делится на 28 областей, в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Областями руководят «Областные управители», которых назначает Совет министров.

У каждой региональной службы — полиции, здравоохранения, экологического надзора и т. д. — есть собственная субординация вплоть до министра соответных дел. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.

Вероисповедание в Болгарии свободно. Религиозные общности и учреждения отделены от государства, и не могут быть использованы в политических целях. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание. [2]

По результатам официальной переписи населения Болгарии в 2011 году, 78,2 % из населения страны определили себя религиозными. [4]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector