Муниципальные органы власти

Государственные и муниципальные органы власти являются основными субъектами управления социальной сферой, т.е. теми, кто его формирует и реализует. Именно от них в значительной степени зависит качество социального управления, его конечный эффект. Но современная система социального управления отличается многосубъектностью.К субъектам социальной политики и социального управления относятся также: а) государственные и негосударственные учреждения, организации и предприятия социальной сферы; б) бизнес-структуры, работодатели – социальные группы, занимающие командные места в хозяйственном управлении предприятиями, создающие рабочие места и проводящие социальную политику по отношению к своим работникам и к территории, где расположено предприятие; в) третий сектор, социальные институты гражданского общества – профессиональные организации (профсоюзы) и другие объединения наемных работников, политические партии и движения и другие общественные организации (общество по защите прав потребителей, женские, молодежные, благотворительные организации и др.); г) международные правительственные и общественные организации и фонды (ООН, МОТ, МВФ и др.) и др. Таким образом, в широком смысле к субъектам социальной политики и социального управления относятся все социальные группы и их организации, активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы общества, отдельных социальных групп, индивидов в рассматриваемой сфере, а также формируемые на этой основе социальные институты.

Госоргструктуры социального управления на федеральном уровне: 1) при Президенте РФ: Управления Администрации (по работе с обращениями граждан и организаций, по научно-образовательной политике, по общественным связям и коммуникациям и др.), Госсовет, Советы (по развитию гражданского общества и правам человека, по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, по развитию науки и образования, по культуре и искусству, по жилищной политике и повышению доступности жилья, по развитию физкультуры и спорта и др.), комиссии (по делам ветеранов, инвалидов и др.); 2) законодательная власть: в ГД РФ Комитеты по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по образованию, по физкультуре, спорту и делам молодежи, по вопросам семьи, женщин и детей, и др.; Комитеты Совета Федерации (по социальной политике и др.), комиссии; 3) исполнительная власть: Министерство труда и социальной защиты, Минздравоохранения, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство спорта, Министерство связи и массовых коммуникаций и др., их структурные подразделения. Оргструктуры социального управления на региональном уровне: 1) законодательная власть: в АКЗС Комитеты по социальной политике, по здравоохранению и науке; 2) исполнительная власть: при Администрации Алтайского края ГлавАлтайсоцзащиты, Управления по образованию и делам молодежи, по труду и занятости, по физкультуре и спорту, развитием туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, по культуре и архивному делу и др.

В территориальном разрезе общепринятым является выделение: 1) федерального уровня (уровня центра); 2) регионального (уровня субъекта Федерации, федерального округа); 3) уровня местного самоуправления. Кроме того, в социальной политике необходимо также учитывать и наднациональный, межгосударственный уровень (политика Европейского Союза, ШОС, БРИКС, АТЭС и др.), а также глобальный уровень, уровень всего человечества (политика ООН), что важно при анализе процессов глобализации, регулирования устойчивого развития международного сообщества.

Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней реализации социального управления в России: 1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития социальной сферы; 2) повышение значимости международного уровня социального управления (глобализация) и общества в целом (российского социума); 3) регионализация в социальном управлении в России в 1990-х гг. и повышение роли Центра с конца 1990-х; 4) муниципализация социального управления (закон №131-ФЗ); 5) рост значимости работодателей (бизнес-структур) как самостоятельного субъекта социального управления (в сфере формирования условий и оплаты труда, политике занятости); 6) укрепление социальной политики в отношении отдельного человека и семьи.

Функции.Функции социального управления: 1) по воспроизводству социальной сферы: защитная (в т.ч. компенсационная), интеграционная, распределительная; социализирующая; 2) по развитию, преобразованию социальной сферы: инновационная, стабилизационная, стимулирующая. Современные особенности реализации функций социального управления: больше внимания защитной, стабилизационной и инновационной функциям.

Источники финансирования.Основным источником финансирования социальной сферы является государственный бюджет. Предварительно (по плану): в 2014 г. доходная часть бюджета составила 13 570,5 млрд. рублей (18,5 процентов ВВП), расходы бюджета – 13 960,1 млрд. рублей.

Кроме средств государственного бюджета и средств государственных внебюджетных фондов социальная политика финансируется за счет средств населения, а также средств предприятий и учреждений. К последним относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, добровольные взносы, направляемые на социальную поддержку работников предприятий и членов их семей, средства благотворительности и спонсорства на оказание помощи отдельным неблагополучным социальным группам и учреждениям, а также средства на благоустройство территории.

В годы реформ значительно изменилось соотношение финансовых средств социального управления при сохранении главной роли государственного бюджета; сформированы новые источники финансирования социальной сферы: государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФОМС, ФОСС и др.), Фонд национального благосостояния (часть Стабилизационного фонда с 2008 г.), благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных и международных организаций и населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

MosOpen.ru — Электронная Москва

Городские власти

В данном разделе представлена контактная и справочная информация о московских органах государственной власти, в число которых входят районные, окружные, городские, а также территориальные органы федеральных органов власти.

Государственная власть в на территории Москвы осуществляется на основе разделения на законодательную, судебную и исполнительную.

Законодательная власть

Высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти города Москвы является:

Судебная власть и правоохранительные органы

Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации. Правосудие в Москве осуществляется только судом.

Исполнительная власть

В систему органов исполнительной власти Москвы, возглавляемую Правительством Москвы, входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти столицы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом, а также территориальные органы для управления на местах. Также в приведенном ниже списке собраны территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Местное самоуправление

Местное самоуправление в городе Москве — это деятельность местного сообщества по решению вопросов местного значения, осуществляемая в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города Москвы.

Органы власти по округам и районам Москвы

Фильтрация учреждений по районам и административным округам города Москвы. Обращаем ваше внимание на то, что один и тот же орган власти может осуществлять свои функции и полномочия на территории нескольких районов.

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

  • Местное самоуправление
  • Структура
  • Глава
  • Контрольный орган
  • Администрация муниципального образования
  • Полномочия МСУ
  • Полезное видео

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган,
  • определяется, кто будет главой,
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями,
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Читать еще:  Лицензия на оружие 2019 — Для владельцев оружия

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители,
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство,
  • нормотворчество,
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера,
  • собрания,
  • выборы,
  • голосование,
  • слушания,
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
  • следить за порядком,
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
  • распоряжаться собственностью муниципалитета,
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
  • утверждение бюджета,
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Местные органы государственной власти и местного самоуправления

Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единит!. Им подведомственны местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Исторически сложились две основные формы организации государственной власти на местах:

  • 1) наиболее демократичной считается такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов(местного самоуправления) различных уровней. Так, в Японии все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области);
  • 2) в ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью.Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого служит организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет как орган самоуправления решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Структура законодательных органов Российской Федерации

Законодательные органы в Российской Федерации избираются населением государства, решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем правотворчества — принятия и издания нормативно-правовых актов.

Федеральное Собрание РФ — представительный и законодательный постоянно действующий орган Российской Федерации. Это первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых — издание федеральных законов.

Совет Федерации РФ основывается па паритетном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что Российская Федерация имеет 83 субъекта, Совет Федерации РФ должен насчитывать 178 членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления групповых инициатив его членов.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. Исходя из общего числа депутатов, Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Этот срок представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его нс следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических стран действует и пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия и др.). Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Читать еще:  Краткое содержание Короленко Дети подземелья за 2 минуты пересказ сюжета

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Это означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции. Только с момента начата работы Государственной Думы нового созыва полномочия данной палаты прежнего созыва прекращаются; прекращения же полномочий другой палаты нс предусматриваются.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 13-й день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Палаты Федерального Собрания РФ заседают раздельно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального Собрания РФ было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховных Советов СССР и РСФСР. Поскольку каждая из палат предназначена для представительства различных интересов (преимущественно социально-политических — Государственная Дума и преимущественно региональных — Совет Федерации), целесообразно, чтобы проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно, без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой части принципа палаты занимают даже разные здания.

Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания (государственная, служебная или иная охраняемая законом тайна). Открытость заседаний палат Федерального Собрания РФ есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения.

Государственная Дума проводит, как- правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предложения о пересмотре Конституции, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.

Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания — законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс — рассмотрение, принятие и обнародование законов (см. рис. 11.2).

Рис. 11.2. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации

Что такое органы местного самоуправления: полномочия и обязанности

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

Метод Характеристики
№1 Касается видов прямого волеизъявления:
  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2 Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:
  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами.

    В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.

  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единица Описание
    Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
    2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
    3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
    4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
    2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
    3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
    4. Численный состав определяется Уставом.
    5. Вопросы решаются коллегиально.
    6. В компетенции находятся:
  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
    2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
    3. Эта должность подконтрольна населению.
    4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
    2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.
    3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
    4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Административная структура формируется представительным органом

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    Видео — Местное самоуправление

    Структура органов муниципального управления

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такое разграничение органов местного самоуправления с системой органов государственной власти не исключает местное самоуправление из системы общегосударственного управления.

    Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Структура органов местного самоуправления включает в себя:

    • -представительный орган муниципального образования;
    • -главу соответствующего муниципального образования;
    • -местную администрацию;
    • -контрольные органы муниципального образования;
    • -иные органы местного самоуправления.

    Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

    Представительный орган муниципального образования является законотворческим, формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Депутаты представительного органа избираются тайным голосованием населения муниципального образования. Из числа депутатов выбирается председатель представительного органа. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вопросы, обсуждаемые в рамках заседаний, готовятся структурами представительного органам, их количество варьируется в зависимости от размеров муниципального органа, а также от объема решаемых задач. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    • -7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
    • -10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
    • -15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
    • -20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
    • -25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
    • -35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

    Следует отметить, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

    Наименование представительного органа определяется уставом соответствующего муниципального образования. Это может быть Дума, Комитет, Совет, Собрание. В свою очередь основные структурные подразделения должны быть закреплены в каждом представительном органе муниципального образования. В компетенции представительного органа муниципального образования входит:

    • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
    • 4) принятие программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ;
    • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    • 8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Депутаты, формирующие представительный орган избираются на 4 года. Состав не может быть изменен в течение текущего созыва. Они не имеют права работать в государственных органах власти, состоять членом управления коммерческой организации, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, может избираться путем голосования или выбираться из состава членов представительного органа. Он не возглавляет представительный орган, но может контролировать его деятельность. В частности он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключения делаются только для органов местного самоуправления с численностью населения менее 1000 человек. Контроль и отчетность за его деятельностью находится в компетенции представительного органа.

    К занятию данной должности предъявляются следующие требования — это должен быть гражданин РФ не моложе 21 года и проживающий не менее трех лет на территории соответствующего муниципального образования. К основным сферам деятельности главы муниципального образования относится планирование развития территорий муниципального образования, организация работу местного бюджета, определение структуры администрации, осуществление контроля за деятельность местной администрации и др..

    Главой местной администрации является глава муниципального образования или лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, заключаемое по результатам конкурса на замещение данной должности. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района утверждаются представительным органом муниципального района, для главы местной администрации поселения — соответствующим представительным органом поселения в части, затрагивающей реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления региональными и федеральными законодательными актами.

    Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Администрация готовит ежегодный отчет по итогам своей деятельности и направляет его в представительный орган муниципального образования на утверждение. Также основными функциями местной администрации являются:

    • -разработка проектов бюджета, программ социально-экономического развития муниципального образования;
    • -исполнение бюджета;
    • -обеспечение функционирования муниципального жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, муниципальных учреждений, образовательных структур, учреждений здравоохранения и культуры, других муниципальных учреждений;
    • -распоряжение и управление муниципальной собственностью.

    Местная администрация, по сути, исполняет распоряжения представительного органа. Сама структура администрации формируется главой муниципального образования по утверждению представительного органа. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений.

    Контрольные органы местного самоуправления формируются путем муниципальных выборов или в отдельных случаях представительным органом. Это контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. Результаты проверок данных органов должны быть обнародованы.

    Муниципальное управление выступает первичным уровнем публичной власти в стране и наиболее приближенно к населению. Это легитимная форма организации местных групп граждан для управления общественными и частично государственными делами с учетом их потребностей и условий существования.

    Таким образом, эффективность государственного управления во многом зависит от сотрудничества государственных органов власти с органами муниципального управления. В частности взаимодействие необходимо по таким вопросам как: установление минимальных государственных социальных стандартов, выступающих важными условиями развития человеческого потенциала территории; правовые вопросы реализации государственных полномочий, переданных на уровни муниципалитетов; четкое разграничение взаимоотношений местного уровня управления общественными и государственными делами и государственными делами с региональным и федеральным уровнем и др.. До сих пор по ряду вопросов компетенция муниципалитетов федеральным законодательством четко не обозначена. Например, не урегулирован вопрос с финансированием полномочий в регистрации граждан по месту жительства. К компетенции органов местного самоуправления это не относится. Однако на практике муниципальные образования данную функцию выполняют, затрачивая средства местных бюджетов.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector