Источники семейного права

Понятие и виды источников семейного права России

Источники права — это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

  • законы — Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), федеральные законы, законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные акты — указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.

Конституция РФ

Конституция РФ — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Как известно, важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В ч. 2 указанной статьи говорится, что «в Российской Федерации. обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Среди конституционных норм можно выделить:

  • общеправовые — применяются в любой отрасли права. Они находят отражение в нормах семейного законодательства. Например, положение ч. 1 ст. 21 Конституции РФ о том, что достоинство личности охраняется государством, отражено в абз. 2 п. 2 ст. 54 СК РФ: «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства»;
  • специальные — применяются только в семейном праве. Например, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и се субъектов. Это позволяет обеспечить наряду с единообразием общих начал семейного законодательства учет национальных особенностей, местных условий и традиций.

Семейный кодекс РФ как источник права

Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс РФ, введенный в действие с 1 марта 1996 г. Он состоит из восьми разделов, включающих 22 главы и 170 статей (разд. VII и VIII делений на главы не имеют). Структура Семейного кодекса РФ приведена далее на схеме.

Помимо Семейного кодекса РФ в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса РФ:

  • ст. 17 и 21 — для определения понятий семейной правоспособности, дееспособности;
  • ст. 198-200 и 202-205 — при применении исковой давности к семейным отношениям;
  • ст. 450, 451, 453 — при изменении и расторжении брачного договора;
  • ст. 169, 176-179 — при признании брачного договора недействительным;
  • ст. 31-40 — при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и др.

Согласно ст. 4 СК РФ гражданское законодательство применяется к семейным отношениям, если:

  • они не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
  • это не противоречит существу семейных отношений.

Семейное законодательство не может предусмотреть все жизненные ситуации, возникающие в сфере семейных отношений. Кроме того, могут возникнуть такие отношения, которые вообще не имели места в момент принятия Семейного кодекса РФ. Поэтому в соответствии со ст. 5 СК РФ в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и отсутствуют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Схема. Структура Семейного кодекса Российской Федерации

Федеральные законы и законы субъектов РФ

К числу федеральных законов, регулирующих семейные отношения, в частности, относится Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса

Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и аналогичные законы.

Завершают первую группу источников семейного права законы субъектов РФ.

Как уже отмечалось, семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, если Семейный Кодекс РФ:

  • относит решение того или иного вопроса к ведению субъекта РФ. К числу таких вопросов относятся порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет (п. 2 ст. 13) (при этом субъектам РФ следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер), возможность присоединения фамилии супруга к своей фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121), дополнительные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123), размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье (п. 1 ст. 152);
  • непосредственно не урегулировал данный вопрос.

В настоящее время в большинстве субъектов РФ приняты законы о патронатном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, например Закон Алтайского края от 28 декабря 2009 г. № 115-ЗС «О патронатном сопровождении в Алтайском крае», Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. № 1129-164 «О патронатном воспитании». Сюда можно также отнести Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 10 «Об организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве».

Подзаконные нормативные акты

Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с федеральными законами и субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на территории всей страны. По вопросам регулирования семейных отношений Президент РФ издает указы, имеющие комплексный государственный характер (например, Указ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»).

В п. 3 ст. 3 СК РФ установлено, что Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных СК РФ. другими законами, указами Президента РФ, на основании и во исполнение СК РФ. Например, постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей».

Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права важное значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, но, по мнению большинства ученых, они не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы законодательства бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Следует отметить, что мнения ученых относительно роли постановлений пленумов высших судебных органов в правовом регулировании не однозначны. Однако чаще всего высказывается точка зрения, что судебную практику следует рассматривать в качестве источника права.

Позиция других ученых сводится к тому, что в постановлениях пленумов судебных органов лишь разъясняется и толкуется действующее законодательство. «Судебная практика, так же, как и постановления Пленума ВС РФ, не относится к источникам семейного права. Тем не менее они играют важную роль при применении семейного законодательства. Пленум ВС может давать судебное толкование положений законодательства, которое хотя и не является источником права, тем не менее подлежит применению всеми судами РФ. Таким образом, значение положений постановлений Пленума ВС на практике нередко оказывается не меньшим, чем значение норм права».

Международные источники семейного права

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в следующих документах:

  • Уставе ООН;
  • Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;
  • Декларации прав ребенка 1959 г.;
  • Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);
  • Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ);
  • Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров с Азербайджаном, Алжиром, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираном, Италией, Йеменом, Кипром, Кыргызстаном, Китаем, Кореей, Кубой, Латвией, Литвой, Македонией, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Тунисом, Финляндией, Хорватией, Чехией, Эстонией.

При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

Семейный Кодекс РФ не предусматривает такого источника правового регулирования, как обычай. Однако обычаи и традиции иногда имеют очень важное правовое значение. Например, согласно п. 2 ст. 58 СК РФ отчество ребенку присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Особенности процедуры регистрации брака, кроме законодательных требований к порядку ее осуществления, определяются также обычаями и традициями народов России.

Источники семейного права

Источники права — это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.
По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

  • законы:Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные акты:указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.

Конституция РФ основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется па всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет обеспечить, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, являетсяСемейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей, (разделы седьмой и восьмой делений на главы не имеют):

Раздел I. Общие положения
Глава 1. Семейное законодательство.
Глава 2. Осуществление и защита семейных прав.
Раздел II. Заключение и прекращение брака
Глава 3. Условия и порядок заключения брака.
Глава 4. Прекращение брака.
Глава 5. Недействительность брака.
Раздел III. Права и обязанности супругов
Глава 6. Личные права и обязанности супругов.
Глава 7. Законный режим имущества супругов.
Глава 8. Договорный режим имущества супругов.
Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам.
Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
Глава 10. Установление происхождения детей.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей.
Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи.
Глава 16. Соглашение об уплате алиментов.
Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.
Глава 20. Опека и попечительство над детьми.
Глава 21. Приемная семья.
Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Раздел VIII. Заключительные положения

Помимо СК РФ, в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормыГражданского кодекса Российской Федерации: ст. 17 и 21 — для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198—200 и 202—205 — при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. 450, 451, 453 — при изменении и расторжении брачного договора; ст. 169, 176—179 — при признании брачного договора недействительным; ст. 31—40 — при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и другие.
Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СКРФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

  • семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
  • применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Другие федеральные законы, регулирующие семейные отношения. К их числу, в частности, относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
Завершают первую группу источников семейного правазаконы субъектов Российской Федерации.
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Причем в отдельных статьях СК РФ специально оговаривается возможность решения конкретного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и условия, при наличие которых может быть разрешено вступление в брак до достижения шестнадцати лет. При этом субъектам Российской Федерации следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер.
Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей” определены виды заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено положение “О приемной семье”.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права. Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, принятых после введения в действие СК РФ, следует назвать постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 “О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов”, от 4 июля 1997 г. № 9 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления”, от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, от 5 ноября 1998 г. № 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., в Конвенции ООН “О правах ребенка” от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров с Албанией, Алжиром, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем, Кубой, Кипром, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Швейцарией, Эстонией, Югославией.
При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8815 — | 7171 — или читать все.

Источники семейного права

Источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые в совокупности образуют семейное законодательство.

По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

  • 1) законы (Конституция РФ, СК РФ, ГК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ);
  • 2) подзаконные нормативные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ).

Конституция РФ занимает особое место в системе источников семейного права. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений; закрепляет основополагающие права и свободы человека; провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей; закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ является ведущим источником семейного права. В соответствии с СК РФ должны приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Семейный кодекс РФ охватывает широкий круг семейных отношений и состоит из восьми разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», «Заключительные положения».

Новеллами СК РФ стали договорный режим имущества супругов, права несовершеннолетних детей, соглашения об уплате алиментов, институт приемной семьи и т.д.

Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях: 1) непосредственно предусмотренных в СК РФ; 2) если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ).

Другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ, также включаются в состав источников семейного права (см., например федеральные законы от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Закон об актах гражданского состояния и др.).

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения: 1) по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК РФ); введение такой формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронатное воспитание (п. 1 ст. 123 СК РФ) и др.); 2) по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловным требованием закона является соответствие норм семейного права, содержащихся в законах субъектов РФ, СК РФ.

Подзаконные нормативные акты, принимаемые во исполнение и в соответствии с законами РФ и ее субъектов, также могут являться источниками семейного права. К подзаконным нормативным актам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общего-государственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства). Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ. других федеральных законов и указов Президента РФ. В соответствии с СК РФ к компетенции Правительства РФ отнесено: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127) и др.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ согласно традиционному подходу не являются источниками семейного права, но имеют важное значение для правильного единообразного толкования и применения норм семейного законодательства.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 6 СК РФ закреплен принцип приоритетного применения правил международного договора РФ.

В Российской Федерации признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями Всеобщей декларации прав человека 1948 г.. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.. Конвенции о правах ребенка и др.

Источники семейного права

Система и источники семейного права

Под источниками семейного права понимают внешние формы регулирования семейных отношений: законы, постановления, то есть документы, принятые официально государственными органами власти и включающие нормы, цель которых – установить права и обязанности участников семейных отношений и гарантировать их защиту.

В России семейное право регулируется на федеральном и региональном уровне. Иными словами, оно находится в общем ведении центральных органов и органов, находящихся в субъектах РФ.

Перечислим основные источники семейного права и кратко охарактеризуем каждый из них.

  • Конституция РФ, принятая в 1993 году;

Некоторые статьи Конституции РФ касаются семейных отношений, в частности, статья 38 гарантирует защиту семьи, заботу о детях – равным правом обоих родителей, а заботу о нетрудоспособных родителях – обязанностью взрослых детей.

  • Семейный Кодекс РФ;

Семейный Кодекс РФ – основной источник семейного права, целиком и полностью посвященный данному вопросу.

Он состоит из разделов о браке, правах и обязанностях супругов, алиментах, воспитании детей, оставшихся без попечения родителей и некоторых других. Общие положения Семейного Кодекса определяют предмет, состав, порядок защиты семейных отношений.

Например, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Касательно данных документов следует сказать следующее: они не могут противоречить иным актам, и их действие распространяется лишь на территорию субъекта. На региональном уровне решаются такие вопросы, как определение брачного возраста, выбор фамилии супругов, имени ребенка.

  1. указы Президента РФ;
  2. правовые акты Правительства РФ.

В отдельную группу источников следует отнести международно-правовые документы, к примеру, Конвенцию о правах ребенка. Нормы законодательства РФ не должны нарушать статьи тех договоров и конвенций, участницей которых Россия является.

Что мы узнали?

Семейное право играет большую роль в правовой системе России ввиду разнообразия семейных отношений и наличия различных споров, связанных с ними. К источникам семейного права РФ относятся Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, законы субъектов РФ и некоторые другие документы. Статьи этих нормативно-правовых актов направлены на то, чтобы определять и защищать права участников семейных отношений, решать возникающие проблемы и спорные ситуации.

5. Источники семейного права .

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

3. Источники семейного права

3. Источники семейного права

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Читать еще:  МБА Финансы: список должников коллекторского агентства MBA Finance, коллекторы мва финансы требуют долг что делать, нба финансы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector