Поправки в земельный кодекс 2020

Новый закон об СНТ с 1 января 2020 года

В июле 2020 года Госдумой был принят новый закон, который вносит множество поправок в старые законы о некоммерческих дачных организациях. Новый закон об СНТ в 2020 году в новой редакции содержит множество новшеств, которые необходимо знать всем владельцам загородных участков. Следует помнить, что закон пока еще не действует, а вступит в силу он лишь в январе 2020 года.

  • Регистрация права собственности. Если участок предоставлялся для ведения подсобного садового хозяйства, то такой участок подлежит регистрации. Для этого необходимо собрать все необходимые документы (паспорт и акт о предоставлении земельного участка либо любой другой документ, подтверждающий право собственности) и обратиться в Росреестр. Иметь при себе кадастровый паспорт и межевой план не нужно. После этого ваше право собственности должны зарегистрировать в течение 10-12 дней.
  • Регистрация права собственности на индивидуальные жилые, дачные дома и некоторые постройки, которые подлежат регистрации. Раньше регистрации подлежало лишь индивидуальное жилье, а также различные коммерческие постройки. Теперь все постройки на участке (летний дом, дачный дом, крупные подсобные помещения и некоторые другие постройки) подлежат регистрации. Чтобы зарегистрировать постройку, необходимо сделать технического план участка и подать его в Росреестр.

Новое в земельном законодательстве с 1 июля 2020 года

Другая часть амнистии касается упрощенного порядка оформления в собственность земельных участков. Этот порядок пока сохраняет свое действие до 2020 года. Изначально дачная амнистия вводилась для того, чтобы сократить огромное количество неучтенных строений и участков и повысить налогооблагаемую базу. По большей части проект свою задачу выполнил, поэтому власти вводят постепенный отказ от упрощенного подхода к оформлению дачной и садовой недвижимости.

Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

Новый закон о земельных участках 2020

При рассмотрении конкретного дела, суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Самостоятельно эту процедуру провести невозможно, для этого необходимо обратиться в кадастровую палату. Там есть список инженеров, имеющих специальную лицензию. Только они имеют право провести межевание и выдать соответствующий акт. Технология выглядит следующим образом:

Новые изменения в земельном законодательстве в 2020 году

С 2020 года российское законодательство о недвижимости подверглось нескольким важным изменениям, в числе которых — ужесточение требований к границам земельных участков. Как выглядит новый закон о земельных участках, в чем суть новых изменений законодательства, вступивших в силу с 2020 года.

Запрет на распоряжение участками земли, в отношении которых не было проведено обязательное отныне межевание, вступит в силу с 1 января 2020 года. Он вводится в обиход с такой целью: улучшить юридическую ситуацию с правами собственников; упростить порядок предоставления земли; повысить эффективность регулирования территории; расширить налоговые сборы; вовлечь участников в гражданский оборот.

СНТ в 2020 году

  • огородническое товарищество (ОНТ) – участникам таких объединений разрешается строить постройки некапитального типа (то есть домик, у которого нет основы-фундамента), чтобы обеспечить сохранность своего инструмента или собранных плодов. Любое жилое строение, даже если оно предполагает исключительно проживание в летний сезон, находится под запретом;
  • садоводческое товарищество (СНТ) – в такой форме разрешается строить здания для проживания в летний сезон, а также капитальные сооружения (дома, гаражные строения, беседки или бани). Однако для этого в документе должно быть прописано соответствующее назначение земли.

Давайте перейдем в практическую плоскость и обсудим, какие последствия ожидают бывших дачников и участников кооперативов после вступления в силу нового закона. Некоторые инновации в этом законодательном акте могут заметно осложнить (или улучшить) жизнь большинства огородников! Итак:

Новые поправки в Земельном кодексе в 2020 году

Премьер-министр, когда комментировал это положение, пояснил, что речь идет о депрессивных территориях прямо в границах муниципалитетов, которые не используются, заброшены, что это – о покинутых промышленных зонах, трущобах, местах незаконной застройки, процветания нелегального бизнеса и прочем. Подпадут ли туда находящиеся в частной собственности ЗУ, но пребывающие в таком же плачевном состоянии, пока не понятно – ждем разъяснений от Верховного суда по факту.

Учтите это! И то, что у вас сарай, но на фундаменте, вас от проблем не убережет. Зато хату без фундамента – по старинке, типа срубчика или мазанки можно ваять любого размера и даже жить в ней на постоянной основе и на огородном участке. Главное, чтобы не было фундамента.

Новые законы с 1 января 2020 года в России

По заявлению Валентины Матвиенко, занимающей пост председателя Совета Федерации, законопроект может быть принят в ближайшие месяцы. Пока ведутся обсуждения, внесено еще одно предложение – при рождении ребенка предоставлять право на более ранний выход на пенсию.

Этим летом вступили в силу поправки для автолюбителей – теперь им грозит административная ответственность при обнаружении 0,3 грамма спирта на литр крови. Для того, чтобы прибор показал такие данные, взрослому мужчине весом в 70 кг необходимо выпить 0,5 литра пива, стопку водки или бокал вина. Также изменились правила дорожного движения, касающиеся неэкологичного транспорта. Однако этот запрет не распространяется на спецмашины: полицию, пожарных, скорую помощь. И еще одно нововведение – единая форма полиса ОСАГО как у бумажном виде, так и в цифровом. Вся информация теперь будет содержатся в QR-коде.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Новый дачный закон 217-ФЗ

Ранее портал METRTV.ru опубликовал пошаговую инструкцию для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на частный дом на землях ИЖС. Скорее всего, после вступления в силу нового дачного закона, эта инструкция станет актуальной и для садоводов, строящихся на сельской земле.

Как замечают юристы, норма о возможности капитального строительства только в соответствующих зонах (Ж-1, Ж-2 и т.д.) имеется и в ныне действующем дачном законе 66-ФЗ, но фактически она не работает. Муниципалитеты и регистрирующий орган ориентируются в основном на статус земли и разрешённое использование. Более того, если указанная норма действительно заработает, то строительство на садовых участках станет вообще невозможным. Ведь для таких участков пока не существует градостроительных регламентов. Впрочем, есть надежда, что необходимые изменения в сам закон или подзаконные акты будут внесены до вступления в силу 217-ФЗ.

Журнал кадастрового инженера

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта. Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления. В ответ застройщик должен получить Уведомление о соответствии построенного объекта параметрам строительства (соблюдение отступов от границ участка и др.).

Читать еще:  Проверка авто по гос номеру — проверить машину онлайн

Новый закон о садоводстве и огородничестве 2020 года: ключевые изменения

  1. Вводится общее понятие «садового земельного участка», в которое входят земли, ранее имеющие разрешенное использование:
  • для садоводства;
  • дачный земельный участок;
  • для дачного строительства;
  • для ведения садоводства;
  • для ведения дачного хозяйства.
  1. Вводится общее понятие «огородного земельного участка», в которое входят земли, ранее имеющие разрешенное использование:
  • для ведения огородничества;
  • для огородничества.
  1. Вводится понятие «садовый дом». Это строение, используемое сезонно и предназначенное для удовлетворения бытовых нужд, связанных с временным пребыванием в нем. В любой момент при оформлении соответствующей документации садовый дом можно признать жилым.
  1. Если «Товарищество собственников жилья», организованное до 01.01.20119, находится на территории населенного пункта и на каждом участке имеет дом, оно может быть преобразовано в «Товарищество собственников недвижимости». Все владения должны иметь назначение «для индивидуального строительства». Если это не так, то до преобразования следует изменить назначение земель.
  2. Изменение взносов. Согласно новому закону, взносы могут быть лишь целевыми или членскими.
  3. Изменение назначения зданий. Все расположенные на садовых и огородных владениях дома с назначением «жилое», по новому закону, признаются жилыми домами. Дома, имеющие назначение «нежилое», признаются садовыми домами.

Новый закон о дачниках с 1 января 2020 года в России (изменения в последней редакции)

Огородникам же предписано довольствоваться лишь некапитальными постройками. При этом если на огородном участке уже стоит капитальное строение, отбирать право собственности сносить его и дачника не заставят. Но и нового капитального строения возвести не дадут. А специально для любителей выдавать жилые дома за летние веранды, чтобы не платить имущественных налогов, действующим законодательством прописаны признаки, по которым коттеджи будут отличать от сараев.

Сами взносы теперь будут существовать только в двух видах: членские и целевые, любые другие платежи можно смело относить к незаконным. Причем, цели, на которые могут расходоваться деньги, тоже законодательно определены. Например, на модернизацию освещения в СНТ собирать взносы можно, а на празднование 25-летнего юбилея товарищества — нельзя.

Масштабная земельная реформа. Как изменится Земельный кодекс РФ в течении ближайших двух лет?

17 января 2019 года, 14:06 просмотров: 1041

В конце 2018 года прошел очередной этап земельной реформы. В ноябре правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию правового регулирования земельных отношений до 2020 года. Нововведение призвано описать правила пользования землей, прежде всего сельскохозяйственного назначения, которых нет в Земельном кодексе.

О необходимости перехода от категорий земель к территориальному зонированию еще в 2012 году заявлял президент России. Однако, внесенный законопроект прошел лишь первое чтение в Государственной Думе РФ. Тогда спор о статусе земель сельскохозяйственного назначения развернулся между аграриями, недропользователями и экологами — все они указывали на отсутствие описанных границ участков.

Еще одна попытка перехода к категориям земель была предпринята в 2016 году Министерства экономического развития РФ. В тот период против новых изменений, высказался президентский Совет по кодификации гражданского законодательства.

В текущем году Минэкономразвития РФ внесет новую версию законопроекта на рассмотрение. Предполагается, что он будет одобрен парламентом до 2020 года. Согласно поправкам, вместо нынешних семи категорий земель с 2025 года в стране появятся 18 территориальных зон, четко привязанных к карте.

Однако, для реализации законопроекта потребуется провести большую предварительную работу со стороны муниципалитетов по приведению документов и границ участков в соответствие с реальностью.

Параллельно с отменой категорий в Министерства экономического развития РФ будут заниматься еще двумя инициативами — законопроектом о видах разрешенного использования участков (он уже прошел первое чтение в Госдуме в октябре) и проектом о землеустройстве (внесение запланировано на апрель 2019 года), который определит порядок проведения работ на местах и механизм изменения правовых режимов для сельхозземель.

Задача этого комплекса мероприятий — ввести в правовое поле предельно четкое описание того, как надлежит и не надлежит использовать землю.

При этом очевидно, что развиваться Земельный кодекс РФ будет по модели Градостроительного кодекса РФ — его в Минэкономразвития России считают более прозрачным и понятным. В уходящем году, благодаря поправкам Минстроя России, в нем уже появились зоны с особыми условиями использования территорий и механизмы определения правового режима и границ таких зон, а также механизмы внесения их в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти нормативно-правовые акты уже вступили в законную силу.

Следующим этапом станет введение в Земельный кодекс РФ понятия комплексного развития территории и уточнение механизма определения границ при территориальном планировании земель, находящихся в ведении муниципалитетов.

Наконец, особый упор в земельной реформе будет сделан на защиту земель сельскохозяйственного назначения. Помимо выделения отдельной территориальной зоны для особо ценных земель и специального правового режима для нее, совершенствования учета и повышения надзора за их надлежащим использованием, планируется облегчить и их оборот, включая передачу в банковский залог.

План правительства по изменению Земельного Кодекса


Планы по изменению Земельного кодекса

8 ноября 2018 года председатель правительства Д. А. Медведев подписал распоряжение № 2413-р об утверждении плана внесения изменений в Земельное законодательство. Как сказал председатель правительства в своей вступительной речи на заседании правительства, цель плана – повысить эффективность использования земель на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Работа по подготовке плана была долгая – первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в 2000 году. Посмотрим, что планирует правительство.

От категорий – к зонированию

Документ состоит из двадцати шести пунктов. Контрольные сроки выполнения отдельных частей плана – март 2019 и январь 2020 года. Одна из основных задач «зелёной карты» – создание механизмов, позволяющих наиболее эффективно определять правовой режим земель. Цель этих механизмов – прозрачность в сфере землепользования и бережное отношение к земельным ресурсам страны.


Земли сельскохозяйственного назначения

В документе особое место занимают вопросы, посвящённые нецелевому использованию сельскохозяйственных земель и вообще – их обороту. Сейчас все земли разделены на семь категорий:

  • земли населенных пунктов;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Помимо категории, есть ещё вид разрешенного использования – ВРИ (немного подробнее об этом можно узнать здесь). Такое разделение земель на сегодняшний момент, по мнению специалистов, устарело. И существующее деление уже не соответствует реальной картине, поэтому планируется провести масштабную инвентаризацию и разделить землю на основании новых принципов.


Активное развитие коттеджного строительство привело к нецелевому использованию сельхозземель

Наибольшее беспокойство у правительственных чиновников вызывают земли сельскохозяйственного назначения. Именно земли этой категории больше всего, по мнению правительства, используются не по их изначальному назначению, учитывая активное развитие малоэтажного жилого строительства в последние десятилетия.

Для застройщиков наиболее важна не категория, а ВРИ. Так, к примеру, на сельхозземлях возможно дачное, а по сути – жилое строительство. Именно это обстоятельство, а также относительная лёгкость перевода земли из одной категории в другую, привело к необходимости, во-первых, упорядочить имеющееся законодательство. А во-вторых, искать меры, которые ужесточат режим сохранности земель для сельского хозяйства и защитят их от застройки.


Изменение Земельного законодательства защитит сельскохозяйственные земли от застройки

В пятом пункте плана предполагается переход от деления по категориям к территориальному зонированию. Разрабатывать новый способ классификации земель начали ещё в 2014 году. За это время изменялось и количество планируемых территориальных зон, и их назначение. Сейчас руководством государства дано распоряжение об окончательном переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию. А также – выделение зон особо ценных сельскохозяйственных земель.

Приобретательная давность

В связи с этим – изменением деления на земельные участки, дано указание (пункт 6 плана) подробно разработать механизм порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности. Эта правовая норма существует в российском законодательстве, но, по мнению правительственных чиновников, не достаточно эффективно используется. А значит, изменения коснутся не только Земельного, но Гражданского кодекса.

Читать еще:  Что скрывают цифры и коды в российском паспорте, MGavrishenko, Яндекс Дзен

Для справки: приобретательная давность – приобретение в результате пользования, то есть, право собственности, в частности, на недвижимость, приобретается в результате добросовестного и открытого непрерывного владения ею в течении пятнадцати лет.


Почти половина дачных владений являются собственностью в силу приобретательной давности

На этом праве основано владение почти половиной дачных участков в нашей стране – многие продолжают владеть дачей только на основании членской книжки. И именно поэтому государство уже три раза продлевало упрощённый порядок регистрации собственности, названный в народе «дачной амнистией» – чтобы дачники могли официально зарегистрировать своё право собственности, ссылаясь на приобретательную давность.

В седьмом пункте плана устанавливается порядок возмещения убытков собственникам, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования, а также возмещения ущерба от возможных ограничений прав собственников на землю.

Паспортизация земельных участков и прочие изменения

Согласно плану, чиновникам необходимо разработать систему паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения – на предмет учёта сведений о состоянии почв и их качестве.


Согласно плану, разработают систему паспортизации сельскохозяйственных участков

А также «уточнить виды работ по землеустройству, их состав и порядок проведения таких работ» (пункт 23). Ну, и обязать правообладателей земельных участков проводить разработанные мероприятия по землеустройству, направленные на охрану сельскохозяйственных земель и их рациональное использование (пункт 26).

Для тех, кто желает более подробно разобраться с планом правительства относительно сельхозземель, с текстом документа можно ознакомиться на сайте правительства России .

Как эти изменения могут повлиять на жизнь обычных дачников – пока неясно. Но то, что влияние не останется незамеченным, уже понятно. И возможно, этот правительственный документ – последний сигнал для тех, кто ещё не определился, нужно или не стоит регистрировать право собственности на свой участок, получать ли разрешение на строительство дома или узаконить уже имеющуюся постройку, провести межевание, выполнить ли прочие требования, которые в последние годы обращены к владельцам загородной недвижимости.

Масштабные изменения земельного законодательства с 1 марта 2015 г. Выпуск 1/7

Мы напоминаем о вступлении в силу с 1 марта 2015 г. масштабных поправок в земельное законодательство. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171) и касаются в своей основной массе публичных земель, т.е. земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако косвенно они скажутся и на земельных участках, находящихся в частной собственности.

ФЗ № 171 представляет собой весьма объемный и сложный документ, который вносит изменения не только в Земельный кодекс РФ, но и Гражданский и Градостроительный кодексы, федеральные законы о государственном кадастре недвижимости и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о недрах и многие другие законодательные акты. При этом новый закон достаточно сложен для анализа, логика многих новелл пока не вполне понятна.

Новое законодательство безусловно скажется на текущих проектах, связанных, прежде всего, с приобретением публичных земель. Мы рекомендуем обратить особое внимание на статью 34 ФЗ № 171, в которой содержатся переходные положения. Например, в этой статье устанавливаются правила о том, как поступать в ситуациях изменения органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, корректировки видов разрешенного использования земельных участков с учетом Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, и т.п.

Отметим, что важную роль в реализации ФЗ № 171 будут играть подзаконные акты, принятые на уровне Правительства РФ и Минэкономразвития России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Можно ожидать, что значительная часть этих нормативных правовых актов будет принята в течение первого полугодия 2015 г.

В течение января-февраля 2015 г. мы проинформируем вас о наиболее важных с нашей точки зрения изменениях законодательства, в частности, направим сообщения на следующие темы:

· Изменения в публичной собственности на землю

· Изменения в системе приобретения прав на публичные земли

· Использование публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута

· Сервитут в отношении публичных земельных участков

· Предоставление земельных участков по новому законодательству

· Новые возможности в связи с перераспределением земельных участков

· Изменения в режиме использования арендованных публичных земель

В этом сообщении речь пойдет об изменениях в публичной собственности на землю. Прежде всего, отметим, что с принципиальной точки зрения ее структура не изменилась: земли по-прежнему будут находиться в неразграниченной и разграниченной собственности, основания для разграничения государственной собственности не корректировались.

В то же время в Земельный кодекс РФ вводится новая глава V.5 (ст.ст. 39.30-39.32), которая устанавливает дополнительные основания для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в региональную и муниципальную собственность. Муниципальные образования и субъекты федерации могут рассчитывать, в основном, на участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации без достаточных оснований, а также на неэффективно используемые федеральные земли.

Существенные изменения коснутся полномочий по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. От муниципальных районов они перейдут городским и сельским поселениям при условии, что в последних утверждены правила землепользования и застройки (ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Городские округа продолжат распоряжаться землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности и расположенными на их территории. Однако необходимо иметь в виду, что федеральные законы от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. №485-ФЗ позволяют субъектам федерации своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта федерации, в том числе в части распоряжения неразграниченными землями.

Закон урегулировал ситуации, в которых процедура приобретения земельного участка (например, по предварительному согласованию места размещения объекта или через аукцион) началась до 1 марта 2015 г., а заканчивается после этой даты. Основной принцип таков: завершает процедуру тот орган власти, который ее начал. Например, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято муниципальным районом 15 февраля 2015 г., а с 1 марта 2015 г. в силу закона участком распоряжается городское поселение, то решение о предоставлении будет принимать все равно муниципальный район.

Напомним также о том, что уже введен в действие новый институт передачи полномочий по распоряжению землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, Росимуществу/Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (ст. 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Декларируемая цель заключается в оказании муниципальным образованиям профессиональной помощи, так как доходы от распоряжения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неразграниченными землями все равно поступают в местные бюджеты.

Масштабные изменения земельного законодательства с 1 марта 2015 г. Выпуск 1/7

Мы напоминаем о вступлении в силу с 1 марта 2015 г. масштабных поправок в земельное законодательство. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171) и касаются в своей основной массе публичных земель, т.е. земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако косвенно они скажутся и на земельных участках, находящихся в частной собственности.

ФЗ № 171 представляет собой весьма объемный и сложный документ, который вносит изменения не только в Земельный кодекс РФ, но и Гражданский и Градостроительный кодексы, федеральные законы о государственном кадастре недвижимости и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о недрах и многие другие законодательные акты. При этом новый закон достаточно сложен для анализа, логика многих новелл пока не вполне понятна.

Новое законодательство безусловно скажется на текущих проектах, связанных, прежде всего, с приобретением публичных земель. Мы рекомендуем обратить особое внимание на статью 34 ФЗ № 171, в которой содержатся переходные положения. Например, в этой статье устанавливаются правила о том, как поступать в ситуациях изменения органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, корректировки видов разрешенного использования земельных участков с учетом Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, и т.п.

Отметим, что важную роль в реализации ФЗ № 171 будут играть подзаконные акты, принятые на уровне Правительства РФ и Минэкономразвития России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Можно ожидать, что значительная часть этих нормативных правовых актов будет принята в течение первого полугодия 2015 г.

В течение января-февраля 2015 г. мы проинформируем вас о наиболее важных с нашей точки зрения изменениях законодательства, в частности, направим сообщения на следующие темы:

· Изменения в публичной собственности на землю

· Изменения в системе приобретения прав на публичные земли

· Использование публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута

· Сервитут в отношении публичных земельных участков

· Предоставление земельных участков по новому законодательству

· Новые возможности в связи с перераспределением земельных участков

· Изменения в режиме использования арендованных публичных земель

В этом сообщении речь пойдет об изменениях в публичной собственности на землю. Прежде всего, отметим, что с принципиальной точки зрения ее структура не изменилась: земли по-прежнему будут находиться в неразграниченной и разграниченной собственности, основания для разграничения государственной собственности не корректировались.

В то же время в Земельный кодекс РФ вводится новая глава V.5 (ст.ст. 39.30-39.32), которая устанавливает дополнительные основания для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в региональную и муниципальную собственность. Муниципальные образования и субъекты федерации могут рассчитывать, в основном, на участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации без достаточных оснований, а также на неэффективно используемые федеральные земли.

Существенные изменения коснутся полномочий по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. От муниципальных районов они перейдут городским и сельским поселениям при условии, что в последних утверждены правила землепользования и застройки (ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Городские округа продолжат распоряжаться землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности и расположенными на их территории. Однако необходимо иметь в виду, что федеральные законы от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. №485-ФЗ позволяют субъектам федерации своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта федерации, в том числе в части распоряжения неразграниченными землями.

Закон урегулировал ситуации, в которых процедура приобретения земельного участка (например, по предварительному согласованию места размещения объекта или через аукцион) началась до 1 марта 2015 г., а заканчивается после этой даты. Основной принцип таков: завершает процедуру тот орган власти, который ее начал. Например, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято муниципальным районом 15 февраля 2015 г., а с 1 марта 2015 г. в силу закона участком распоряжается городское поселение, то решение о предоставлении будет принимать все равно муниципальный район.

Напомним также о том, что уже введен в действие новый институт передачи полномочий по распоряжению землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, Росимуществу/Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (ст. 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Декларируемая цель заключается в оказании муниципальным образованиям профессиональной помощи, так как доходы от распоряжения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неразграниченными землями все равно поступают в местные бюджеты.

Поправки в земельный кодекс 2020

Распоряжение от 23 июня 2018 года №1261-р. Для устранения существующей неопределённости в правовом регулировании вопросов определения видов разрешённого использования земельных участков Земельный кодекс предлагается дополнить главой, регулирующей на системной и комплексной основе вопросы установления и изменения видов разрешённого использования земельных участков.

Распоряжение от 23 июня 2018 года №1261-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных участков)» (далее – законопроект) внесён Минэкономразвития России.

В настоящее время существует неопределённость в правовом регулировании целого ряда вопросов, касающихся установления и изменения видов разрешённого использования земельных участков.

Комментарий

Цель законопроекта – установить единообразный порядок определения видов разрешённого использования земельных участков, сократить количество споров в связи с противоречиями, возникающими при определении видов разрешённого использования земельных участков, при их предоставлении и образовании.

Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс главой, регулирующей на системной и комплексной основе вопросы установления и изменения видов разрешённого использования земельных участков.

В частности, предусматривается определение понятия «разрешённое использование земельного участка», его видов (основной, вспомогательный, условно разрешённый).

Предлагается установить случаи, в которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов их разрешённого использования, а также случаи, в которых использование земельных участков допускается только в соответствии с видами разрешённого использования, предусмотренными документацией по планировке территории в целях её комплексного и устойчивого развития, размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Предусматривается, что установление и изменение видов разрешённого использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Федерации, с учётом ограничений, предусмотренных Земельным кодексом в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит устранить правовой пробел в регулировании вопросов установления и изменения видов разрешённого использования таких земельных участков.

В целях предотвращения злоупотреблений при использовании земельных участков законопроектом предлагается установить запрет для арендаторов и землепользователей на изменение видов разрешённого использования земельных участков, за исключением случаев, когда они являются собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Также предлагается установить возможность и определить порядок прекращения прав на земельные участки, ранее установленный вид разрешённого использования которых не соответствует регламенту использования территории, если такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Кроме того, по результатам анализа правоприменительной практики предлагается уточнить отдельные положения Земельного кодекса и других федеральных законов, касающиеся образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Устанавливается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству. При этом в целях недопущения злоупотребления этим правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения предусматривается ряд ограничений. А именно вводится запрет образования земельного участка под таким домом и его перепродажи.

Действие норм о выкупе и заключении новых договоров аренды земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, распространяется на земельные участки, образованные из этих земельных участков, в целях защиты прав и законных интересов их арендаторов.

Устанавливается возможность выкупа гражданами земельных участков, арендуемых для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства и огородничества, при условии их надлежащего использования в течение определённого срока.

Предусматривается право арендаторов зданий и сооружений приобрести без торгов на праве аренды земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения.

Вводятся нормы, направленные на исключение злоупотреблений при проведении аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды и предусматривающие недопущение затягивания сроков проведения аукционов и ограничение участия в них недобросовестных участников.

Регулируются вопросы приобретения прав на земельные участки, расположенные в границах полосы отвода железных дорог и предоставленные в аренду ОАО «Российские железные дороги», собственниками объектов недвижимости, находящихся на таких земельных участках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector