Участие прокурора в уголовном процессе

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

§ 1. Определение уголовного процесса

§ 2. Задачи уголовного процесса

Глава II. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 4. Обязательность указаний прокурора

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

§ 1. Определение уголовного процесса

Уголовный процесс — правовое понятие, связанное с пред­ставлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установлен­ным его законами, защищая существующий правопорядок.

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, обще­ство в целом, конституционный строй. Этому служит, в част­ности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды та­ких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необ­ходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что не­обходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует рас­следование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагиваю­щего основные права и свободы человека, а также с примене­нием мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нор­мами, создающими гарантии справедливого правосудия и га­рантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавли­ваются только законодательной властью.

Правосудие по уголовным делам, как и деятельность ор­ганов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих го­сударственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, пра­ва и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и су­дебных действий и закрепления их результатов. Этот процес­суальный порядок — необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.

Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые скла­дываются между судом и другими государственными органа­ми, а также между ними и гражданами, юридическими лица­ми. Эта деятельность носит правовой характер.

Таким образом, уголовный процесс — это осуществляе­мая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголов­ных дел и предшествующая ей деятельность органов след­ствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступле­ний, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо на­казан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуще­ствляется в форме правоотношений с участием граждан и орга­низаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.

§ 2. Задачи уголовного процесса

Задачи уголовного процесса можно определить как в об­щесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, кото­рые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет за­дачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуще­ствления справедливого правосудия по уголовным делам.

Конкретные задачи уголовного процесса как вида право­вой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:

своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;

получение достаточных доказательств с тем, чтобы устано­вить истину по уголовному делу, изобличить действительно ви­новного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;

правильное применение уголовного закона и других зако­нов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оце­нить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияю­щих на характер и степень ответственности;

назначение справедливого наказания судом в строгом со­ответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.

Глава IV. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций — различных направлений, которые обус­ловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальные функции — это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зави­симости от круга субъектов, выполняющих те или иные про­цессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процес­суальных форм, в которых они действуют.

Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому отно­сится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.

Дополнительные функции — поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурор­ского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

Осуществление правосудия — важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающе­му дело по существу.

Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

Исходя из принципа состязательности, основным содер­жанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

Смысл этой функции — дать окончательный ответ относи­тельно виновности или невиновности лица в связи с представ­ленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление право­судия.

Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (зак­лючения) которых являются источниками доказательств, а так­же лиц, способствующих проведению следственных и судеб­ных действий, является вспомогательной по отношению к фун­кции, выполняемой судом.

Обвинение представляет собой деятельность уполномочен­ных органов и лиц, направленную на раскрытие преступле­ния, доказывание виновности лица, его совершившего, с це­лью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публич­ное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

Государственное (публичное) обвинение, являясь основ­ной формой, осуществляется в интересах и от имени государ­ства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевше­го, в силу служебных обязанностей государственного обвини­теля — прокурора.

Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, об­щественных организаций.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примире­ния потерпевшего с обвиняемым..

Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предус­мотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуж­даются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первона­чальном этапе является инициатором уголовного преследова­ния. Однако такие дела не могут быть прекращены за прими­рением сторон, и в последующем обвинение поддерживает го­сударственный обвинитель.

В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рас­сматриваются коллегиально профессиональными судьями.

Суд может действовать в качестве суда первой инстан­ции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

• защита прав и свобод человека и гражданина;

• защита охраняемых законом интересов общества и государства;

• обеспечение верховенства закона;

• обеспечение единства и укрепления законности.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

Читать еще:  Латентная преступность, ее виды и методы оценки

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.

Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 3)

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

§ 1. Определение уголовного процесса

§ 2. Задачи уголовного процесса

Глава II. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 4. Обязательность указаний прокурора

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

§ 1. Определение уголовного процесса

Уголовный процесс — правовое понятие, связанное с пред­ставлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установлен­ным его законами, защищая существующий правопорядок.

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, обще­ство в целом, конституционный строй. Этому служит, в част­ности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды та­ких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необ­ходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что не­обходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует рас­следование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагиваю­щего основные права и свободы человека, а также с примене­нием мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нор­мами, создающими гарантии справедливого правосудия и га­рантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавли­ваются только законодательной властью.

Правосудие по уголовным делам, как и деятельность ор­ганов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих го­сударственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, пра­ва и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и су­дебных действий и закрепления их результатов. Этот процес­суальный порядок — необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.

Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые скла­дываются между судом и другими государственными органа­ми, а также между ними и гражданами, юридическими лица­ми. Эта деятельность носит правовой характер.

Таким образом, уголовный процесс — это осуществляе­мая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголов­ных дел и предшествующая ей деятельность органов след­ствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступле­ний, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо на­казан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуще­ствляется в форме правоотношений с участием граждан и орга­низаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.

§ 2. Задачи уголовного процесса

Задачи уголовного процесса можно определить как в об­щесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, кото­рые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет за­дачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуще­ствления справедливого правосудия по уголовным делам.

Конкретные задачи уголовного процесса как вида право­вой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:

своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;

получение достаточных доказательств с тем, чтобы устано­вить истину по уголовному делу, изобличить действительно ви­новного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;

правильное применение уголовного закона и других зако­нов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оце­нить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияю­щих на характер и степень ответственности;

назначение справедливого наказания судом в строгом со­ответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.

Глава IV. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций — различных направлений, которые обус­ловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальные функции — это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зави­симости от круга субъектов, выполняющих те или иные про­цессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процес­суальных форм, в которых они действуют.

Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому отно­сится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.

Дополнительные функции — поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурор­ского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

Осуществление правосудия — важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающе­му дело по существу.

Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

Исходя из принципа состязательности, основным содер­жанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

Смысл этой функции — дать окончательный ответ относи­тельно виновности или невиновности лица в связи с представ­ленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление право­судия.

Читать еще:  Что будет если не платить алименты на ребенка в 2019 году: чем грозит, наказание

Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (зак­лючения) которых являются источниками доказательств, а так­же лиц, способствующих проведению следственных и судеб­ных действий, является вспомогательной по отношению к фун­кции, выполняемой судом.

Обвинение представляет собой деятельность уполномочен­ных органов и лиц, направленную на раскрытие преступле­ния, доказывание виновности лица, его совершившего, с це­лью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публич­ное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

Государственное (публичное) обвинение, являясь основ­ной формой, осуществляется в интересах и от имени государ­ства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевше­го, в силу служебных обязанностей государственного обвини­теля — прокурора.

Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, об­щественных организаций.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примире­ния потерпевшего с обвиняемым..

Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предус­мотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуж­даются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первона­чальном этапе является инициатором уголовного преследова­ния. Однако такие дела не могут быть прекращены за прими­рением сторон, и в последующем обвинение поддерживает го­сударственный обвинитель.

В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рас­сматриваются коллегиально профессиональными судьями.

Суд может действовать в качестве суда первой инстан­ции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

• защита прав и свобод человека и гражданина;

• защита охраняемых законом интересов общества и государства;

• обеспечение верховенства закона;

• обеспечение единства и укрепления законности.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.

Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами – важнейшее направление деятельности органов прокуратуры. Статья 246 УПК Российской Федерации обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и в делах, которые рассматривают мировые судьи. Данные уголовные дела рассматриваются по единым правилам, которые зафиксированы в УПК Российской Федерации.

К функциям прокурора также принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. В российском уголовном судопроизводстве с одной стороны, прокурор выступает, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, а с другой – как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. То есть, можно сделать вывод, что на любой стадии рассмотрения уголовного дела судом прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, должен выполнять и свою правозащитную функцию.

Прокурор, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, также осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием в ходе предварительного расследования преступления, однако, он не имеет никакого права возбуждать уголовное дело или прекращать его производство, если происходит нарушение уголовного или уголовно-процессуального законодательства.

Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности прокурора, претерпели большое количество изменений, в том числе касающихся стадии возбуждения уголовного дела. Отсутствие у прокурора права на возбуждение уголовного дела, это одно из самых существенных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, влияющее на статус прокурора в уголовном процессе. Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора полномочия по надзору за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, что привело к лишению эффективных средств реагирования на факты выявленных прокурором нарушений законности посредством возбуждения уголовного дела. «Предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, которая осуществляется путем обращения к органам расследования, а не самостоятельно, что демонстрирует снижение статуса прокурора» [2, с.22].

Читать еще:  Госпошлина в суд по Закону - О защите прав потребителей: освобождение от уплаты, калькулятор расчета по искам свыше миллиона

В ходе случившихся изменений, учеными и практиками выявлено, что необходимо вернуть прокурору ранее имевшиеся у него полномочия на возбуждение уголовного дела. В трудах Д.А. Ережепалиева установлено, что отсутствие у прокурора полномочия возбуждать уголовные дела не соответствует положениям ч. 1 ст. 155 УПК РФ. Из данной нормы следует, что прокурор при поступлении к нему материалов от дознавателя вправе принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ, то есть возбудить уголовное дело [5, с. 85]. Возвращение ранее упраздненных полномочий прокурору в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» следует рассматривать как положительную тенденцию, но явно недостаточную, которая способна радикальным путём укрепить законность на стадии возбуждения уголовного дела и предотвратить неоправданную волокиту при устранении нарушений законности [6, с.102], а это, по мнению Ережепалиева, показывает об отсутствии обоснованной концепции реформирования прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса [7, с.3].

Существует и другая точка зрения на произошедшие изменения объема полномочий прокурора и функциональной направленности его деятельности в ходе предварительного следствия. Так, по мнению Е. А. Буглаевой, эти изменения, а также реформирование органов прокуратуры оправдывают себя, об этом показывает повышение качества прокурорского надзора и предварительного следствия. По её мнению, такая тенденция, обусловлена тем, что проводимые реформы определили новые акценты в деятельности прокуратуры. В частности, прокурор в уголовном судопроизводстве ориентирован на приоритетное осуществление надзорных функций [8, с.13].

Думается, что происходящие изменения в статусе прокуратуры, действительно, подчеркивают роль прокуратуры как надзорного органа, тем не менее, они вряд ли способствуют надлежащему надзору за соблюдением законности. Так, О. С. Капинус отметил, что существенное сокращение объема полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия нисколько не способствовало улучшению защиты прав граждан, а напротив, ухудшилось состояние законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства [9, с.22].

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), ставшее с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, неоднозначно воспринято научным сообществом.

С точки зрения одних ученых, введя четвертый повод к возбуждению уголовного дела, «законодатель принял совершенно правильное решение, выделив рассматриваемое постановление прокурора в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела» [10, с.54], и это одна из немногих новелл, которая является относительно безупречной с точки зрения законодательной техники, она содержит позитивный потенциал совершенствования уголовного процесса в целом. Другие учёные обосновывают закономерность такого возникновения как результат прокурорской проверки в случаях обнаружения признаков преступного деяния. Тем не менее, даже ученые, позитивно оценивающие постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела, высказывают замечания по поводу его наименования, содержания и практического применения [, с. 23].

По мнению учёных противоположной точки зрения, нельзя увидеть какое-то положительное явление нового закона, когда нём законодателем сведено правовое положение прокурора до обычного положения просителя или заявителя. В этом случае законодатель вместо совершенствования правовых предписаний вносит дисбаланс в действующие нормы. М. Т. Аширбекова справедливо отмечает что, по своей природе рассматриваемое постановление является актом прокурорского реагирования на нарушение законности, обнаруженные в результате прокурорских проверок исполнения закона в таких сферах деятельности, которые охватывают отрасли прокурорского надзора. В таком случае постановление прокурора, а также результаты прокурорской проверки, на которых оно основывается, не могут быть рассмотрены только лишь как информация о совершённом преступлении. В них находят своё отражение основания для возбуждения уголовного дела.

Соответственно, беря во внимание природу прокурорской власти, постановление прокурора не может пониматься в значении повода. Наделение прокурора полномочием выносить постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, призвано, видимо, как-то компенсировать лишение его права возбуждать уголовные дела. Однако в действительности вынесение подобного постановления является даже не полумерой, а явно недостаточной мерой прокурорского реагирования на выявляемые прокурором в ходе общенадзорных проверок» нарушения уголовного закона, что отрицательно влияет на обеспечение своевременности, законности и обоснованности возбуждения уголовных дел.

Такой же вывод вытекает и из анализа ч. 2 ст. 21 УПК РФ, согласно которой в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. В п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре также указывается, что при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Такой действенной мерой и должно быть право прокурора на возбуждение уголовного дела.

В современных условиях следует признать, что положение, когда прокурор, выявляя в ходе проверки признаки совершенного преступления, не может немедленно возбудить уголовное дело и направить его для расследования, а вынужден направить материалы в следственный орган, препятствует реализации назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) [1, с. 22].

В связи с этим предусмотренное в законе полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства подлежит замене на полномочие при выявлении указанных фактов непосредственно в ходе осуществления надзора за исполнением законов возбуждать уголовное дело. Соответственно необходимо скорректировать содержание п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, предусмотрев в ней также полномочие прокурора возбуждать уголовное дело при отмене постановления следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела. Так же следует внести изменения в ч. 2 ст. 140 УПК РФ: и исключить пункт 4, который предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Соответственно статью 146 необходимо изложить в следующей редакции: «1. при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».

Проведенное исследование позволяет прийти к следующему выводу: Лишение прокурора полномочий на возбуждение уголовного дела, что противоречит традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его наиболее эффективных средств реагирования на выявленные нарушения законности. Полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства должно быть заменено на полномочие возбуждать уголовное дело.

Список литературы

1. Амирбеков К. И., Егоров С. Е., Халиулин А. Г. Функции прокуратуры России в уголовном судопроизводстве / Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2011.— № 6(26). — С. 78;

2. Балакшин В. Возбуждение уголовного дела. — С. 22; Балакшин В. Возбуждение уголовного дела прокурором // Законность. — 2008. — № 8. — С. 22.

3. Кругликов А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. — М.: Проспект, 2010. — 736 с.

4. Сычев Д. А. Уголовно-процессуальные функции прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства // КриминалистЪ. — 2013. — № 1 (12). –С. 53.

5. Ережепалиев Д. Указ. соч. — С. 85. Соловьев А., Токарева М. Указ. соч. — С. 102.

6. Харебава Г. Д. Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного следствия: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. — Ростов-на-Дону, 2012. — С. 3.

7. Буглаева Е. А. Указ соч. — С. 13. Дикарев И. С. Четвертый повод для возбуждения уголовного дела // Законность. — 2012. — № 3. — С. 54.

8. Гриненко А. Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела // Законность. — 2012. — № 11. — С. 23.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector