Спец звание приставам 13 02 2020

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Реформа ФССП с 1 января 2020 года — новые требования к приставам, повышение зарплат и пенсий

О возможном реформировании тех или иных силовых ведомств говорится регулярно. Между тем, закон о настоящей реформе одного из них уже принят. Речь о Федеральной службе судебных приставов, статус которой прежде был не до конца понятным. Теперь судебные приставы станут полноценной силовой структурой. Выясним, как будет выглядеть реформа ФССП в 2020 году, что говорят последние новости о реформировании ведомства относительно зарплат и пенсий судебных приставов.

Реформирование ФССП в 2020 году

Реформой ФССП называют принятый закон, который меняет статус этого ведомства. Он вступит в силу 1 января 2020 года, и судебные приставы превратятся в полноценный силовой орган. Набор требований к судебным приставам станет более серьёзным, зато обещан рост зарплат и пенсий для приставов.

Любопытно, но до сих пор статус судебного пристава с юридической точки зрения был не слишком понятным. С одной стороны, приставы — это уже не чиновники, поскольку у чиновников нет права носить оружие и применять физическую силу. С другой стороны, ФССП нельзя было считать и настоящей силовой структурой. До армии, МВД или Росгвардии со многих точек зрения судебным приставам по их статусу было далеко.

С 2020 года сотрудники ФССП будут считаться находящимися на государственной службе. Они составят отдельную её разновидность.

В этом смысле любопытно, как будет соотноситься реформа ФССП 2020 года и последние новости из Правительства РФ о начале очередной волны сокращения числа госслужащих в том же году. ФССП — это около 62 тысяч человек, которые пополнят штат государственных служащих. Так что формально этот штат после нового года резко вырастет.

Как изменятся требования к судебным приставам

Перечень требований к сотрудникам ФССП в результате реформы 2020 года действительно станет гораздо более серьёзным. Приставы будут регулярно тестироваться на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови. Все они должны будут поголовно пройти обязательную дактилоскопию и сдать образцы своих отпечатков пальцев.

Судебных приставов ограничат в некоторых правах. Например, в праве на наличие двойного гражданства. Пристав не сможет состоять ни в какой политической партии, поддерживать партию материально или каким-то образом участвовать в деятельности таких организаций.

Более строгим будет отбор кандидатов на службу в ведомстве.

В течение года до приёма на службу в ФССП у новичка не должно быть никаких административных правонарушений. Административный арест или лишение водительских прав — и право стать приставом возникнет только спустя год.

Вырастут ли зарплаты и пенсии судебных приставов

Эксперты говорят, что да. Судебные приставы, став полноценной силовой структурой, по уровню доходов приблизятся к сотрудникам МВД.

Сейчас средний оклад судебного пристава — около 49,1 тысячи рублей. В 2020 году он вырастет до 58,1 тысячи, то есть на 18% с лишним. Для того, чтобы обеспечить рост окладов судебным приставам, в бюджет 2020 года заложены дополнительные 6,2 миллиарда рублей.

Правила выхода на пенсию станут теми же, что у военнослужащих, сотрудников МВД и других силовиков. Чтобы стать пенсионером ФССП, нужно будет заработать 20-летнюю выслугу.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Сейчас я служу в МО, а до этого служил в Фссп судебным приставов по ОУПДС.

Засчитают ли стаж судебного пристава для назначения пенсии по выслуге лет в МО, после вступления с 1 января 2020 г нового закона о ОПИ?

Да. засчитают в стаж, потому что по новому закону это допускается. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция) ст. 8

Да,засчитают. Так как это прямо предусмотрено законом. В стаж для расчета выслуги лет в органах принудительного исполнения включают как стаж госслужбы, иные указанные периоды, так и стаж в Минобороны. Но это будет после вступления Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законную силу.

Читать еще:  Изменения в правила возврата прав после лишения

Статья 36. Стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения

1. Стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее — надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

2. В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения;

2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;

6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

8) период работы судьей;

9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;

10) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.

3. В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы:

1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения — по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1) для назначения пенсии за выслугу лет — периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении);

2) для назначения надбавки за выслугу лет — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника — периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);

4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения — периоды, указанные в пунктах 1 — 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);

5) для предоставления иных социальных гарантий — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации — периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия — периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении).

5. Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Периоды службы в органах принудительного исполнения засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Законодательное регулирование деятельности судебных приставов: предстоит ряд изменений в 2020 году

С 1 января 2020 года вступит в законную силу ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ. Основное назначение данного законодательного акта заключается в следующем:

  • повышение профессиональных требований к должностным лицам, осуществляющим деятельность в ФССП;
  • предоставление необходимого правого инструментария, который позволит судебным приставам качественно выполнять свои прямые обязанности;
  • обеспечение законных прав лиц, являющихся участникам исполнительного производства.

Нормативно-правовое регулирование

В настоящее время деятельность судебных приставов регулируется следующими основными нормативными актами:

  1. Гражданским процессуальным кодексом РФ.
  2. Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
  3. ФЗ РФ «О судебных приставах».

В связи со вступлением в силу нового закона о деятельности органов принудительного исполнения во многие нормативные акты, косвенно или напрямую касающиеся данной сферы, будут внесены соответствующие изменения.

Выделение ФССП, как отдельного вида государственной службы

На сегодняшний день в отношении судебных приставов не определен точный правовой статус. С одной стороны, данная категория должностных лиц не относится к обычным чиновникам, так как у них есть право на ношение оружия и использование физической силы, однако, с другой стороны, их также нельзя причислить и к числу полицейских или военнослужащих.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Таким образом, есть некоторая неясность относительно правого положения представителей службы судебных приставов.

Присвоение званий судебным приставам

В соответствии с ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ с 1 января 2020 года в отношении судебных приставов для каждой должности будет предусмотрено присвоение специального звания. Для наглядности можно привести примеры некоторых видов:

  1. Младший начальствующий состав – здесь будут использоваться такие звания, как сержант, младший и старший сержанты, старшина, прапорщик и старший прапорщик.
  2. Средний начальствующий состав – младший и старший лейтенанты, капитан и др.
  3. Старший начальствующий состав – майор, подполковник, полковник.
  4. Высший начальствующий состав – генерал-майор, генерал-лейтенант и др.

Наложение запрета на двойное гражданство

Помимо повышения правового статуса приставов, в их отношении также начнут действовать дополнительные ограничения и более жесткие требования. Главным образом речь идет о наложении запрета на двойное гражданство.

Таким образом, данная норма исключает возможность наличия двойного гражданства у судебных приставов.

Иные изменения

Кроме того, в 2020 году вступит в силу целый ряд других изменений, касающихся деятельности представителей ФССП. В частности, речь идет о следующих переменах:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • будет увеличена заработная плата, выплачиваемая судебным приставам (денежное довольствие);
  • изменится порядок пенсионного обеспечения – теперь сотрудники ФССП смогут так же, как и военнослужащие, выходить на пенсию после 20 лет службы;
  • начнет действовать особый механизм государственной защиты данной категории должностных лиц (в случае необходимости);
  • существенно возрастут требования – помимо запрета на двойное гражданство, приставы обязаны будут регулярно проходить тестирование на пристрастие к наркотикам или алкоголю, должны будут в обязательном порядке пройти процедуру дактилоскопии и т. д.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Долги возьмут силой

В службе появятся офицерские звания: за долгами в будущем придет товарищ лейтенант или даже товарищ майор. Прав у него окажется не многим меньше, чем у полицейского.

Так что, когда в дверь постучал пристав, должник обязан открыть. Иначе пристав может войти сам. Повышаются требования и к судебным приставам. Условному майору долговой службы запретят иметь двойное гражданство. Сотрудников ведомства будут тестировать на наркотики, алкоголизм и правду (то есть заставят проходить проверку еще и на детекторе лжи). Работать с чужими деньгами должен честный и трезвый человек.

Читать еще:  Договор о намерениях купли-продажи недвижимости: назначение, содержание, образец

Однако, пожалуй, главная цель проекта — повысить статус сотрудника ведомства. До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу, не возбуждают уголовных дел. Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Несколько лет назад много говорилось о том, что необходимо принять отдельный закон о правоохранительной службе, в который бы попали и судебные приставы. Идея не прошла. Поэтому теперь предлагается принять отдельный закон для приставов, а самих судебных исполнителей перевести на офицерские ставки. Зарплата «долгового» офицера будет состоять из окладов по должности и по званию. Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами. Предусмотрены и постоянные премии за добросовестную службу. И другие надбавки. За работу с государственными тайнами, например, предлагается доплачивать 65 процентов должностного оклада. Служебное рвение также может принести неплохое вознаграждение. Согласно проекту, поощрительные выплаты за особые достижения в службе могут составить до 100 процентов должностного оклада в месяц. Порядок установления таких выплат, как предполагается, определит директор Федеральной службы судебных приставов. При этом глава ведомства в особых случаях сможет назначать поощрительные выплаты и свыше 100 процентов должностного оклада. Но по каждой повышенной премии он будет принимать решение только лично. К тому же есть важное условие: подобные доплаты могут быть только в пределах бюджетных ассигнований. Если в кассе лишних денег нет, даже самым лучшим сотрудникам придется довольствоваться обычными премиями.

В любом случае, чем дольше прослужит человек, тем выше будет его оклад. При выслуге от 2 до 5 лет надбавка составит 10 процентов. Тем, кто прослужит от 10 до 15 лет, доплатят 20 процентов. И так далее.

Взыскивать долги будут только высококвалифицированные кадры. Приставом-исполнителем можно будет стать только по достижении 21 года и имея юридическое или экономическое образование. Приставу-дознавателю также потребуется получить высшее юридическое образование.

Интересно, что изначально минюст предлагал также ввести гражданскую должность помощника судебного пристава. Предполагалось, что он будет работать под чутким руководством офицера. Но в ходе общественного обсуждения проекта поступили критические замечания на такое предложение, минюст к этому прислушался.

Проект детально прописывает порядок применения судебными приставами оружия и физической силы. Открывать огонь им разрешено лишь в чрезвычайных ситуациях. По большому счету эти положения уже предусмотрены в действующих законах, здесь особой новации нет. Но важно, что полномочия судебных приставов будут закреплены и в новом законе. В течение 24 часов после открытия огня или применения силы пристав обязан уведомить о том свое начальство, а если кто-то был убит или ранен, то сообщить прокурору.

Это не значит, что пустить в ход оружие и дубинку может любой пристав. В ведомстве есть специальная категория сотрудников — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если можно так выразиться, силовое подразделение службы, именно его сотрудники вооружены. Применить силу они могут, например, когда необходимо доставить человека в суд. Однако запрещается применять дубинки и специальные средства в отношении нарушителей порядка, «совершивших действия ненасильственного характера». Сила не должна быть неадекватной.

Реформа ФССП что будет с судебными приставами с 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Реформа ФССП с 1 января 2020 года — новые требования к приставам, повышение зарплат и пенсий

О возможном реформировании тех или иных силовых ведомств говорится регулярно. Между тем, закон о настоящей реформе одного из них уже принят. Речь о Федеральной службе судебных приставов, статус которой прежде был не до конца понятным. Теперь судебные приставы станут полноценной силовой структурой. Выясним, как будет выглядеть реформа ФССП в 2020 году, что говорят последние новости о реформировании ведомства относительно зарплат и пенсий судебных приставов.

Реформирование ФССП в 2020 году

Реформой ФССП называют принятый закон, который меняет статус этого ведомства. Он вступит в силу 1 января 2020 года, и судебные приставы превратятся в полноценный силовой орган. Набор требований к судебным приставам станет более серьёзным, зато обещан рост зарплат и пенсий для приставов.

Любопытно, но до сих пор статус судебного пристава с юридической точки зрения был не слишком понятным. С одной стороны, приставы — это уже не чиновники, поскольку у чиновников нет права носить оружие и применять физическую силу. С другой стороны, ФССП нельзя было считать и настоящей силовой структурой. До армии, МВД или Росгвардии со многих точек зрения судебным приставам по их статусу было далеко.

С 2020 года сотрудники ФССП будут считаться находящимися на государственной службе. Они составят отдельную её разновидность.

В этом смысле любопытно, как будет соотноситься реформа ФССП 2020 года и последние новости из Правительства РФ о начале очередной волны сокращения числа госслужащих в том же году. ФССП — это около 62 тысяч человек, которые пополнят штат государственных служащих. Так что формально этот штат после нового года резко вырастет.

Как изменятся требования к судебным приставам

Перечень требований к сотрудникам ФССП в результате реформы 2020 года действительно станет гораздо более серьёзным. Приставы будут регулярно тестироваться на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови. Все они должны будут поголовно пройти обязательную дактилоскопию и сдать образцы своих отпечатков пальцев.

Судебных приставов ограничат в некоторых правах. Например, в праве на наличие двойного гражданства. Пристав не сможет состоять ни в какой политической партии, поддерживать партию материально или каким-то образом участвовать в деятельности таких организаций.

Более строгим будет отбор кандидатов на службу в ведомстве.

В течение года до приёма на службу в ФССП у новичка не должно быть никаких административных правонарушений. Административный арест или лишение водительских прав — и право стать приставом возникнет только спустя год.

Вырастут ли зарплаты и пенсии судебных приставов

Эксперты говорят, что да. Судебные приставы, став полноценной силовой структурой, по уровню доходов приблизятся к сотрудникам МВД.

Сейчас средний оклад судебного пристава — около 49,1 тысячи рублей. В 2020 году он вырастет до 58,1 тысячи, то есть на 18% с лишним. Для того, чтобы обеспечить рост окладов судебным приставам, в бюджет 2020 года заложены дополнительные 6,2 миллиарда рублей.

Правила выхода на пенсию станут теми же, что у военнослужащих, сотрудников МВД и других силовиков. Чтобы стать пенсионером ФССП, нужно будет заработать 20-летнюю выслугу.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

Читать еще:  Среднесписочная численность работников - что это такое и кто входит в список сотрудников

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Реформа в ФССП: новый статус, новые полномочия, новые гарантии

На ФССП возложены функции по принудительному исполнению судебных и иных актов, обеспечению деятельности судов, ряд иных полномочий. Деятельность приставов отнесена к государственной гражданской службе, однако в ближайшее время их статус будет существенно изменен. Это связано с рассмотрением в Государственной думе РФ законопроекта № 745075-1, которым фактически проводится реформа системы судебным приставов.

Зачем проводится реформа в ФССП

Инициатором проведения реформы в ФССП является Правительство РФ, которое и разработало законопроект № 745075-1. Основные цели, по которым принято решение изменить статус приставов и условия прохождения службы в ФССП, указаны в пояснительных записках к законопроекту:

  • на приставов уже фактически возложены функции, свойственные правоохранительным органам (например, дознание по отдельным состава УК РФ, возможность применять силу и оружие при обеспечении судопроизводства);
  • у специалистов ФССП появились полномочия по ограничению конституционных прав граждан, что также совпадает с функциями иных силовых структур (например, пристав может ввести запрет на выезд за границу в рамках исполнительного производства);
  • должностные лица ФССП вправе самостоятельно рассматривать отдельные административные составы, назначать наказание по КоАП РФ.

Несмотря на осуществление указанных полномочий, требования к кандидатам на службу в ФССП существенно мягче, чем в полицию. ФСБ, иные правоохранительные органы. Намного меньше и объем социальных гарантий, которые предусмотрены для сотрудников ФССП.

Целью реформы является изменение статуса службы в ФССП. После рассмотрения и принятия законопроекта № 745075-1, деятельность приставов будет отнесена к специальному виду службы, характерному для силовых ведомств. Одновременно вступят в силу новые требования к кандидатам на должность пристава, правила заключения контрактов и присвоения специальных званий, дополнительный объем социальных гарантий и мер поддержки.

Направления реформы ФССП

В соответствии с законопроектом № 745075-1, деятельность ФССП (орган принудительного исполнения), будет приравнена одновременно с государственной гражданской службе, военной службе, иным видам специальных служб. В законопроекте содержится понятие «внутренняя служба», которая и будет распространяться на приставов. Вот какие нововведения предусматривает законопроект:

  • вводятся новые правила поступления на службу в ФССП, требования к кандидатам в приставы;
  • предусматривает заключение служебного контракта по аналогии с органами МВД;
  • вводится новая система должностей, квалификационные требования к их замещению;
  • предусматривается возможность присвоения сотрудникам ФССП специальных званий внутренней службы, квалификационных званий;
  • объем социальных гарантий приставам будет приведен в соответствия со службой в ВС РФ, МВД (точные условия предоставления льгот и гарантий будут утверждены после принятия законопроекта);
  • меняется режим службы в ФССП. основания и порядок применения поощрений, дисциплинарных взысканий;
  • расширяется перечень полномочий приставов, в том числе при применении физической силы и оружия для обеспечения деятельности;
  • пенсионное обеспечение приставов и членов их семей будет осуществляться по Закону РФ № 4468-1, т.е. по тем же правилам, что и для сотрудников МВД, военнослужащих, Росгвардии, ФСИН и ряда иных ведомств.

Ниже рассмотрим особенности по отдельным направлениям реформы. Так как законопроект уже рассмотрен в первом чтении, вероятность его принятия в окончательной форме максимальна.

Новый порядок прохождения службы в ФССП

Законопроект № 745075-1 вводит такое понятие, как «контракт», определяет его порядок заключения, содержание, сроки действия. Должности приставов будут соответствовать специальным званиям, делятся на четыре группы:

  • высшего начальствующего состава;
  • старшего начальствующего состава;
  • среднего начальствующего состава;
  • младшего начальствующего состава.

Все должности в ФССП будут включены в специальные перечни, соотнесены с должностями служб в иных государственных ведомствах. Например, по группе младших должностей вводятся звания младший сержант, сержант, старший сержант, прапорщик, старшина внутренней службы. На должностях высшего состава будут присваиваться специальные звания генералов внутренней службы.

Законопроект предусматривает обязательность приема на службу
на контрактной основе, проведение конкурсов по отбору кандидатов. При поступлении на внутреннюю службу в ФССП придется проходить военно-врачебную экспертизу, подтверждать соответствие по показателям здоровья, отсутствие противопоказаний. Категории годности будут устанавливаться по аналогии с ВС РФ и МВД. Вводится система подтверждения по уровню физической подготовки, профпригодности работы со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Также на приставов будут распространяться дополнительные обязанности, запреты и ограничения, связанные со специальным статусом службы:

  • перечень антикоррупционных обязанностей предусматривает декларирование доходов и расходов пристава и членов его семьи, ежегодную публикацию отчета об указанных сведениях;
  • вводится новый порядок урегулирования конфликта интересов (например, если пристав не примет обязательные меры по уведомлению руководства о возникшем конфликте интересов, с ним могут расторгнуть контракт);
  • вводится обязанность уведомления руководства о месте проведения ежегодного отпуска.

Также в отношении специалистов внутренней службы могут вводиться специальные ограничения и запреты, связанные с выездом в отдельные иностранные государства.

Новый статус приставов

Законопроект № 745075-1 прямо указывает, что служба в ФССП предусматривает несение обязанностей, связанных с риском для жизни и здоровья. Это влечет расширение полномочий ФССП как специального вида силовых ведомств. Выделим ряд нововведений, которые будут связаны с новым статусом службы приставов:

  • каждый специалист ФССП получит служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером по аналогии с МВД (удостоверение подтверждает полномочия пристава, его право на ношение огнестрельного оружия);
  • вознаграждение за работу будет выплачиваться в форме денежного довольствия;
  • новые правила социального страхования пристава и членов его семьи, система мер государственной защиты на весь период службы;
  • сотрудник ФССП получит право применять силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законом;
  • специалист ФССП будет обязан пройти дактилоскопию перед приемом на службу, ежегодно проходить освидетельствование на предмет употребления наркотиков и психотропных веществ.

Это далеко не полный перечень условий для прохождения службы в ФССП, который указан в законопроекте. Он может измениться при втором и третьем чтении, которые пройдут в Государственной Думе РФ.

Когда вступит в силу новый закон

Информация о прохождении и рассмотрении законопроекта № 745075-1 доступна по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/745075-7. Ожидается, что он вступит в силу уже с января 2020 года. В связи с этим сейчас фактически прекращено рассмотрение документов о приеме новых сотрудников, так как с 2020 года они должны соответствовать новым требованиям. Все действующие сотрудник ФССП будут обязаны заключить контракт, выполнить требования закона по квалификационным требованиям, возрасту, физической подготовке, медицинским показателям. Вероятно, что с принятием закона будет введен переходный период, в течение которого будут осуществляться организационные мероприятия.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector