Почему страховщики отказываются страховать осаго 2020

Отсутствие полиса автогражданской ответственности влечет за собой административное наказание в виде штрафа. Из статьи вы узнаете, какие штрафы будут действовать в 2020 г. и какие виды наказания являются законными для тех, кто не оформил или не продлил страховку.

Почему ОСАГО обязательно для всех

Сама аббревиатура ОСАГО уже предполагает тот факт, что страхование гражданской ответственности водителя является обязательным. Таковым оно стало в 2003 г. после принятия соответствующего закона. Он был призван урегулировать ситуации, когда пострадавшие в ДТП автомобилисты не могли взыскать с виновников компенсацию за поврежденную машину.

Обязательная страховка действует так: водитель покупает ОСАГО, и, если он становится виновником аварии, то возмещение за причиненный им ущерб платит страховщик. Единственное, что нужно помнить обладателю полиса, — это наличие лимита по выплатам. В 2020 г. такой лимит составит 400 тыс. р. за имущество и 500 тыс. р. за причинение вреда людям.

Страховщик будет выполнять свои обязательства по выплатам лишь при соблюдении определенных условий. В частности, страховка ОСАГО должна быть оформлена на виновника аварии, а не другое лицо. Водитель, ставший виновником причинения ущерба, может быть вписан в полис как лицо, которому разрешается управлять застрахованным ТС. В 2020 г. продолжит пользоваться спросом и открытая страховка, по такому договору выплаты осуществляются независимо от того, кто был за рулем в момент аварии.

Автомобилистам также следует помнить и другое условие: в полисе ОСАГО должно быть указано именно то транспортное средство, которое стало участником ДТП.

Что вправе делать инспектор ГИБДД

Следить наличием ОСАГО обязаны сотрудники ДПС и ГИБДД. В 2020 г. они будут продолжать требовать у остановленных на автотрассе водителей полис «автогражданки». Это необходимо из-за того, что многие автовладельцы сознательно или по объективным причинам не имеют при себе страховки.

В 2020 г. водитель по требованию инспектора обязан показать полис ОСАГО. Это может быть страховка, оформленная на обычном бумажном бланке страховой фирмы, либо распечатка электронной версии того же полиса.

В 2020 г. большинство автовладельцев перейдет на более удобную форму покупки ОСАГО и будет делать это через Интернет. Получив на электронную почту полис, его следует распечатать на обычной бумаге и возить с собой. Такой вариант имеет полную юридическую силу, однако отсутствие распечатки полиса будет приравниваться к отсутствию полиса вообще и может наказываться штрафом.

Когда придется уплатить штраф

Если в 2020 г. вы планируете продолжать ездить на своем автомобиле, важно точно знать случаи, когда взимание штрафа за отсутствие страховки ОСАГО будет считаться законным. Итак, вас могут оштрафовать, если:

  • вы вообще не покупали страховку или ваш полис оказался фальшивым;
  • срок действия вашего документа уже истек;
  • ваше имя или ваша машина не указаны в полисе;
  • у вас есть действующий договор, но вы его забыли, потеряли, не распечатали (если это е-ОСАГО).

Во всех этих случаях за отсутствие у вас страховки вам выпишут штраф.

В 2020 г. штрафы начнут выписывать и на основе сведений, полученных с камер дорожного наблюдения. Если ваша машина попадет в поле зрения одной из камер, система автоматически выявит отсутствие у вас ОСАГО, и вам придется уплатить штраф.

Штрафы и другие наказания

В 2020 г. будут действовать те же размеры штрафов и тот же порядок уплаты, что и ранее:

  1. За отсутствие страховки – 800 р.
  2. За наличие просроченного, неверно заполненного бланка – 500 р.
  3. За отсутствие бумажного бланка или распечатки во время эксплуатации авто – 500 р. или предупреждение.

Помните, что вы можете получить скидку 50%, если заплатите деньги в течение первых 20 суток.

Водителям также следует знать, что иные меры наказания, такие как эвакуация автомобиля или снятие номеров, являются незаконными. А страховщик не может отказать пострадавшему автомобилисту в выплате возмещения, если у него самого нет ОСАГО.

Итак, мы выяснили, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО в 2020 г. будет равняться 800 р. Если заплатить деньги быстро, то штраф станет меньше ровно двое. Сумма небольшая, но наличие полиса ОСАГО даст вам намного больше. В случае аварии, виновником которой станете вы сами, вам не придется платить колоссальные деньги за ремонт чужого авто. Это сделает за вас ваш страховщик.

Купить полис можно через Интернет в любое удобное вам время. Использование калькулятора онлайн даст вам возможность ознакомиться сразу со всеми предложениями на страховом рынке. Так вы быстро выберете подходящий вариант и получите электронный полис по почте. Распечатайте его и держите вместе с документами на машину и правами.

На двух колесах без гражданки

Напомним, что проблема с покупкой полиса ОСАГО была до сих пор в так называемых «токсичных» регионах. То есть там, где развито страховое мошенничество, где автоюристы злоупотребляют правом. В этих регионах страховщики всеми законными и не совсем законными способами стараются сократить свое участие именно в этом виде страхования.

Не столь давно изгоями в страховых компаниях стали собственники автобусов и таксисты. Они тоже считаются убыточной категорией, а поэтому страховщики с ними также предпочитают не связываться.

И вот теперь очередь докатилась до мотоциклистов. Причем это не проблема тех же «токсичных» регионов. Отказывают в страховании ОСАГО даже в таком беспроблемном регионе, как Москва. И отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту «РГ» были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем.

Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО.

Примечательно, что таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Да, без полиса ОСАГО запрещено ездить. Штраф за это 800 рублей. Но, с другой стороны, получил постановление и поехал дальше.

Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.

Напомним также, что количество заключенных договоров ОСАГО практически не меняется. А количество транспорта из года в год растет. Как такое может быть? Им не пользуются. Или страховщики создают ситуацию, когда люди вынуждены ездить без ОСАГО?

Как сообщили корреспонденту «РГ» в Российском союзе автостраховщиков, согласно законодательству договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в его заключении. Страхователь вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО, срок рассмотрения заявления — максимум месяц. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц он сможет заключить договор.

Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА.

Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.

Кроме того, заключение договора ОСАГО возможно в электронном виде. Клиент регистрирует на сайте компании личный кабинет, заполняет заявление о заключении договора. После чего будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.

Кроме того, для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО была запущена система «Е-Гарант». В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребителю предлагается перейти на сайт РСА. Туда же отправляется заполненное им на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.

Продажи электронных полисов происходят за счет системы «Е-Гарант» практически бесперебойно.

В связи с тем, что в ряде субъектов России наблюдались проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, РСА разработал соглашение в рамках приоритетных направлений деятельности по обеспечению доступности ОСАГО. В соответствии с ним страховщики, имеющие филиалы в таких регионах, продают полисы автогражданки в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков — членов РСА. То есть выступают «единым агентом РСА». Выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС.

Читать еще:  Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и производства: особенности, действия и включение в границы НП территории с

Продажи через систему «единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 регионах РФ: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Ульяновской, Нижегородской, Кировской и Саратовской областях, Краснодарском крае, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае, Мордовии и Северной Осетии.

В общем, оформлять полис ОСАГО надо начинать за месяц до того, как вы соберетесь сесть за руль мотоцикла. Или соглашаться на покупку дополнительных услуг. А потом в течение 10 дней отказаться от них. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги, а действующий полис ОСАГО останется на руках.

Изменения в автостраховании ОСАГО с 1 января 2020 года

Как изменится стоимость ОСАГО в 2020 году

На заседании 11 июля Правительство одобрило проект закона, который меняет систему расчёта стоимости полиса обязательного автострахования. Согласно документу, с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. В то же время страховщикам с нового года дадут возможность опять увеличить тарифный коридор на 40 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов. Как это отразится на цене ОСАГО?

Что предлагается

Напомним, 9 января 2019 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он содержит 58 степеней. Как было заявлено, это стало первым этапом перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.

Новым законопроектом одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).

Помимо этого, планируется с 1 января 2020 года повысить лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов рублей, аналогично той компенсации, которая уже сейчас положена, в частности, пассажирам автобусов.

Также документ предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того — возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

Тарифы снова подрастут?

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно. В этом законодатель согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор.

«Я уверен, что они обязательно этим воспользуются, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растёт».

Пока же факты опровергают утверждения страховщиков, что дисциплинированные водители станут платить меньше за полис.

«В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца, а именно под этим лозунгом начался первый этап так называемой реформы ОСАГО, — напомнил Вячеслав Лысаков. — Нам будут постоянно обещать его разработать, а цены потихоньку поползли вверх».

В тех указаниях, которые Центробанк зарегистрировал в Минюсте, нет ни одного слова о механизме реализации этой прекрасной идеи — индивидуального подхода при определении стоимости страховки для автовладельца.

Депутат поддержал идею повысить в четыре раза выплаты по ОСАГО за вред жизни и здоровью, однако для сравнения он привёл пример одной из столичных компаний агрегаторов такси. Фирма взяла на себя обязательство выплачивать клиентам компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью до одного миллиона рублей, оформляя на них добровольную страховку, которая стоит один рубль.

«Пусть тогда и страховщики берут с нас не 5600 рублей за полис, а 5601 рубль! — предлагает парламентарий. — Но они-то хотят расширить тарифный коридор, чтобы запросить с клиентов и шесть, и семь тысяч рублей. Никаких методик подсчёта компенсационных выплат нет».

Страховщики обещают снижение

В конце мая, выступая на заседании фракции «Единая Россия» в Госдуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что первый этап реформы ОСАГО уже сказался на общем удешевлении стоимости полиса в Москве. «С учётом поведения отдельных страховщиков снижение в среднем составило более шести процентов», — уточнила она.

Ранее «Парламентская газета» писала, что на снижение стоимости полиса ОСАГО в целом по России повлияло удешевление страховки для грузовиков с 8053 до 7232 рублей и легковых автомобилей — с 5635 до 5488 рублей.

Дальнейшая индивидуализация тарифа упрочит тенденцию по снижению стоимости ОСАГО, уверены в страховом сообществе. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, усиление конкуренции на рынке при индивидуальном тарифе приведёт к тому, что ставки для подавляющего большинства водителей пойдут вниз ещё более стремительно.

«Чем шире коридор, а цены выстраиваются внутри коридора, тем более справедливый тариф будет применяться, — отмечает глава РСА. — У нас достаточно компаний, чтобы конкурировать и рыночными механизмами выравнивать ценообразование и снижать стоимость полисов для наибольшего числа водителей».

Может ли страховая компания или агент отказать в ОСАГО? Причины

Ездить без полиса ОСАГО нельзя – это знает любой автовладелец. И всё-таки иногда водители сталкиваются с абсурдной ситуацией: он хочет купить страховку (то есть, фактически, готов отдать страховой компании свои деньги здесь и сейчас), но получает отказ. Что же делать, нарушать закон или пересаживаться на общественный транспорт? Конечно же, нет. Давайте выясним, почему страховая компания отказывает в оформлении полиса ОСАГО для вашего автомобиля, имеет ли страховщик на это право и что делать в таком случае.

Законные причины для отказа в оформлении страховки?

Причин, при которых страховая компания может отказать в заключении страхового договора ОСАГО и выдачи полиса, только две:

Сбои в работе базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Все данные страховой агент получает в режиме online с помощью этой базы. Если сервера РСА «упадут», у специалиста действительно не будет возможности продать вам ОСАГО. Другое дело, что это вряд ли продлится несколько дней: скорее всего, уже через пару часов все заработает, и вы сможете продолжить оформление полиса.Совершены ошибки со стороны водителя: вы не предоставили полный пакет документов или не принесли доверенность (в том случае, если не являетесь собственником ТС), не позволили провести осмотр автомобиля. В этом случае, конечно, никаких претензий к страховой компании быть не может.
Запомните, что только эти две причины можно назвать законными.

Может ли страховой агент отказать в получении ОСАГО в других случаях?

Но вас ни в коем случае не должна интересовать чужая выгода. Ваши права приобрести полис ОСАГО подтверждены целым рядом законов:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 («Об ОСАГО») гласит, что вы обязаны иметь страховку. А как же её получить, если не купить?
  • Договор автогражданского страхования является публичным. Суть такого договора запрещает продавцу отказывать гражданам в приобретении товара или услуг (Гражданский Кодекс РФ, ст. 426).
  • Если вы понимаете, что полис вам продадут только после покупки дополнительных услуг (бывает и такое), нарушен еще один закон. Пункт 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещает «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».

Итак, законы РФ полностью на вашей стороне. Осталось понять, как себя вести после отказа.

Почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля

Оформление ОСАГО считается прямой обязанностью любого автовладельца. Сейчас существует множество компаний, которые оказывают страховые услуги. Но некоторые из них часто отказывают водителям в приобретении страховки на машину. Почему же случаются подобные ситуации и как необходимо действовать после официального отказа?

Почему компании отказывают в оформлении ОСАГО

Причины, по которым страховщики не решаются продавать страховой полис на автомобили, условно делят на законные и незаконные варианты. Клиенты рискуют получить отрицательный ответ на предоставление услуги из-за:

  • попытки сократить расходы (ссылаются на временно неработающую базу РСА, сбои в программе и плохой Интернет);
  • дополнительных продуктов (вместе с договором ОСАГО стараются продать иные услуги, вроде страховки жизни, — только в едином комплекте, что увеличивает итоговую стоимость);
  • ограничения по количеству (из-за низкого оборота компания получает конкретное количество бланков — они часто достаются постоянным и VIP клиентам);
  • отзыва лицензии (без данного документа организация не может продавать продукт — срок запрета обслуживания строго контролируется).
Читать еще:  Безвозмездные сделки между юридическими лицами: возможны ли в 2019 году

Некоторые примеры являются правомерным, другие — нет, и тогда владельцу машины есть резон оспаривать решение.

Что по этому поводу сказано в законе

Хозяин машины имеет право самостоятельно выбрать, где покупать полис и какой организации отдать предпочтение. Если компания получила полный пакет запрашиваемых документов, то взамен они обязаны оформить стандартный полис. Данное условие упомянуто в ст. 426 Гражданского кодекса, а также в ч.1 ст.4 закона № 40 «Об ОСАГО».

Страховые фирмы, обладающие лицензией на страхование гражданской ответственности водителей, неохотно заключают сделки по причине высокой убыточности этого сегмента услуг. Ведь в случае ДТП ремонт и компенсация обходятся значительно дороже совершенных выплат. Но в законодательстве России четко прописано, что страховщики не могут отказывать в предоставлении обязательной услуги и должны продать полис без навязывания дополнительных услуг.

Произвести оформление нужно именно в день обращения. В случае технических задержек можно принять необходимые бумаги, сделать копию заявления и завершить процедуру в течение 3 дней. А отказывать из-за сбоев в базе на этапе обращения гражданина и подачи требуемой документации запрещено.

Законные случаи отказа в ОСАГО

Существуют законные причины, по которым организация все-таки может отказать автовладельцу в страховке. Причинами этого могут стать такие ситуации, как:

  • отказ предоставить транспорт для осмотра (оценка состояния машины является спорным пунктом, но позволяет организациям не страховать вслепую и избежать мошенничества со стороны клиентов);
  • проблемы или полное отсутствие связи с порталом АИС РСА (без информации из базы данных нельзя просчитать коэффициент и рассчитать премию);
  • отсутствие обязательных документов для оформления (вина лишь заявителя, ведь набор бумаг считается главным этапом обращения, но это легко исправить и обратиться повторно с полным комплектом);
  • страхователь не является собственником автомобиля (когда клиент не имеет конкретных полномочий на рассматриваемый транспорт, заключение договора невозможно без доверенности).

Закон России защищает не только потребительские права на ОСАГО, но и контролирует деятельность страховых компаний. Особенно бумажную сторону оформления договора. Если у клиента имеются необходимые документы на транспортное средство и он согласен на осмотр движимого имущества, то разногласий возникнуть не должно.

Что делать, если незаконно отказали в оформлении полиса

Получив отказ, можно просто найти альтернативный вариант: порой обратиться в другую компанию в разы проще, чем отстаивать свои законные права. Но если вам принципиально оформить полис в конкретной организации, то стоит взять на заметку алгоритм оспаривания. В ответ на отказ в оформлении ОСАГО можно и нужно подать жалобу, и даже добиться штрафа для недобросовестной фирмы.

Как зафиксировать отказ, какие документы приложить

Дать официальный отказ может только руководитель или уполномоченный сотрудник страховой компании (а не менеджер), на основе запроса от имени клиента. Поэтому неправомерный отказ в выдаче ОСАГО стоит получить в форме письменного подтверждения. Необходимо:

  • написать заявление с запросом на предоставление ответа в письменном виде;
  • завизировать обращение у секретаря;
  • подождать несколько дней (обычно до недели) ответ.

Существуют и альтернативные способы зафиксировать отказ:

  • запись разговора на диктофон (можно не предупреждать об этом перед началом диалога);
  • видеосъемка беседы (видео также можно сделать тайно на камеру мобильного телефона или регистратор).

По закону любой гражданин может самостоятельно вести аудио- и видеозапись в любой компании. Главное, чтобы на камере не было видно лица специалиста или сотрудников организации — для этого нужно дополнительное соглашение данной особы.

Куда обратиться с жалобой, как эту жалобу составить

Если страховая компания отказала в полисе ОСАГО, то обратиться с жалобой нужно в первую очередь на официальный сайт фирмы. На портале написать жалобу можно через форму «Обратная связь». Вместе с отсылаемыми претензиями следует также указать:

  • персональные данные (Ф.И.О.);
  • суть обращения;
  • описание, как и когда нарушены ваши права;
  • срок, в течение которого просите предоставить бланк обязательной защиты;
  • способы связи с вами (номер телефона, email).

Получив подобное письмо (которое имеет законные основания), руководители филиалов вряд ли захотят рисковать и игнорировать клиента. Поскольку дальнейший сценарий разбирательств рискует привести к штрафным санкциям. Обычно после официально отправленной претензии в адрес компании полис оформляют без задержки.

Но если направление письма не дало результатов, значит стоит обратиться за помощью в одну из следующих организаций:

  1. Отделение ЦБР (орган, осуществляющий политику регулирования в сфере ОСАГО).
  2. РСА (представители союза автостраховщиков должны быстро разобраться в ситуации).
  3. Прокуратура (самый жесткий способ наказать страховщика).
  4. Суд (можно сразу подать исковое заявление и приложить дополнительные требования вроде взыскания морального вреда).
  5. ФАС (имеет право провести внутреннюю проверку и выдвинуть предписание, обязав компанию выдать полис).

Доказать факт незаконного отказа в страховке транспорта реально лишь при помощи ранее упомянутых доказательств или при наличии свидетелей. Поэтому обязательно нужно зафиксировать факт обращения в организацию.

Процедура оспаривания

Чтобы оспорить несправедливый отказ в выдаче ОСАГО, нужно иметь на руках подписанный страховой компанией отказ (на бланке компании с подписями и печатями организации и упоминанием веских причин в тексте). Как альтернатива подойдут и аудио-, видеоматериалы, где записана беседа и зафиксирован момент отказа в предоставлении услуги. Чтобы оспорить данное решение необходимо:

  1. Направить первую претензию в компанию (лучше заказным письмом по почте, чтобы ваше обращение не проигнорировали и не попытались подделать документы).
  2. Дождаться реакции со стороны страховой организации и получить официальный письменный отказ принимать претензию и выдавать ОСАГО.
  3. Далее направьте доказательства и детально описанную претензию в вышестоящие инстанции досудебного типа (прокуратуру, РСА и прочее).
  4. Параллельно с предыдущим действием можно подать иск на фирму в суд.
  5. Судебные органы обязаны провести собственную проверку работы страховщика и его договора оферты (после чего выслать вам вердикт).

В подобных ситуациях положительное решение нередко выносится в пользу водителя, поскольку страховые действительно нарушают законные права граждан, отказывая в оформлении полиса ОСАГО.

Ответственность и штрафы за отказ

Если услуга страховщиком не оказывается, а законных оснований для этого нет, представителям компании можно напомнить, что им грозит серьезная санкция, установленная КоАП РФ. Раньше на должностное лицо накладывался штраф в размере 25 тыс. руб., а на юридические лица — 50 тыс. руб.

С 2016 года наказание ужесточили: теперь принудительное заключение ОСАГО с навязанными услугами или полный отказ в предоставлении страховки чреват суммой в 20-50 тыс. руб. должностному лицу и штрафными выплатами в 100-300 тыс. руб. для организации. Вряд ли компании захотят рисковать, ведь объем штрафа сопоставим с заработком от нескольких десятков договоров.

Что делать, если спорить нет времени

Иногда на рассмотрение дела в российской судебной системе уходит от нескольких месяцев до полугода. И не каждый готов выдержать длительные прения, все это время оставаясь без страховки. Поэтому, если желание купить полис ОСАГО неизменно сталкивается с требованием приобрести дополнительный продукт, можно пойти на хитрость. Изначально клиент соглашается на смежные услуги, а потом требует расторгнуть заключенное соглашение и вернуть денежные средства в полном объеме в течение 5 суток. В рамках закона этот период именуется «охлаждение», допускается отказаться от продукта и забрать деньги.

Если нет времени и желания спорить со страховой компанией, можно воспользоваться аналогичными услугами электронного страхования. С 2016 года услуга стала доступной от всех известных компаний, которые представлены на рынке финансовых услуг. Процедура оформления проходит в режиме реального времени и длится не более часа. Это отличный вариант, когда бланк договора нужен срочно и без дополнительных условий.

Заключение

К покупке полиса ОСАГО необходимо готовиться заранее. Также стоит иметь в виду, что некоторые страховые компании стараются под различными предлогами отказать клиенту, если он не желает оформлять полный перечень услуг. Но не нужно поддаваться на такие ухищрения недобросовестных организаций. Зная свои права и осознавая, что закон стоит на стороне автовладельца, можно отстоять свою позицию и заключить именно тот договор, который хотели изначально.

Что делать, если страховая отказывает в оформлении полиса ОСАГО?

Страховой полис ОСАГО является обязательным документом, без которого эксплуатация автомобиля на территории РФ запрещена. Если страховая компания отказывает в его оформлении, у страхователя есть целый ряд действенных способов оспорить ее действия. Автовладелец просто обязан знать свои права, и использовать их в решении спорных вопросов. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы: по каким причинам страховщики отказывают в оформлении полиса ОСАГО и что делать страхователю в этом случае.

Причины отказа в оформлении ОСАГО

Трудности во время оформления договора ОСАГО у автовладельцев случаются во всех регионах России довольно часто. Закон «Об ОСАГО» (ч.1 ст.4 ФЗ № 40 от 24.04.2002) принуждает всех собственников транспортных средств оформить полис страхования гражданской ответственности на случай причинения ущерба третьим лицам. Таким образом, у каждого собственника автомобиля должен быть полис ОСАГО, а его отсутствие является причиной запрета эксплуатации транспортного средства в соответствии со статьей 3 № 40-ФЗ. При этом сотрудники ГИБДД имеют право выписывать штрафы за отсутствие полиса.

Читать еще:  Образец служебной записки 2019, Скачать форму, бланк

В то же время страховые компании, имеющие лицензии на страхование гражданской ответственности водителей, зачастую неохотно заключают такие договоры по целому ряду причин, главной из которых является высокая убыточность этого сегмента услуг. Действующие тарифы по их мнению не соизмеримы со стоимостью ремонта, ценами запасных частей к автомобилям, которые растут ежедневно. К тому же за последние годы автомобильный парк в стране значительно сместился в сторону более дорогих импортных автомобилей, а это, в свою очередь, отразилось на величине средних выплат страховщиками. Не смогло изменить ситуацию в лучшую сторону даже последнее повышение тарифов.

К основным причинам отказов в оформлении договоров ОСАГО относятся:

  • увеличение до 400 000 рублей лимита выплат;
  • введение единой системы по расчету убытков;
  • распространение на ОСАГО закона, защищающего права потребителей;
  • рост стоимости импортных запчастей, приводящих к увеличению суммы выплат по ОСАГО.

Убыточность этого вида услуг заставляет многие агентства прекращать продажу полисов ОСАГО или вообще закрывать свои компании. Но такое положение дел не является основанием отказа выдачи полиса владельцу автотранспортного средства.

Навязывание дополнительных услуг

Часто бывает, что владельцу транспортного средства не продают полис ОСАГО без покупки дополнительных услуг. Агентства предлагают попутно застраховать жизнь, различное имущество, купить страховку от несчастных случаев. Такой способ ведения дел позволяет этим агентствам извлекать хоть какую-то прибыль от продажи убыточного ОСАГО.

И только в случае, когда водитель идет на такие условия, и соглашается оформить дополнительную, а по факту не нужную ему услугу, сотрудники страховой компании соглашаются оформить ОСАГО. Такие явления стали массовыми во многих регионах страны.

Любые действия сотрудников страховых компаний, пытающихся навязать дополнительные услуги, в соответствии с п. 2 статьи 16 ФЗ РФ 2300-1 «О защите прав потребителей» являются незаконными. Автовладелец может и должен их обжаловать, при условии, что навязываемые предложения ему не нужны. Для этого собственнику транспортного средства, которому незаконно навязываются дополнительные услуги, необходимо подать жалобу на страховую компанию в РСА, региональное отделение Центробанка России, прокуратуру или ФАС.

Способы фиксации отказа

При нежелании сотрудников компании письменно отказывать в оформлении полиса, необходимо получить законные основания для обращения в суд. Такие основания можно получить зафиксировав факт отказа на видео- или аудионоситель (видеокамеру, мобильный телефон и др.). Чтобы этот метод был законным, необходимо перед включением средств фиксации обязательно предупредить сотрудника страхового агентства о том, что будет вестись аудио- или видеозапись. Прежде чем ее делать, уже после включения средства фиксации, нужно также озвучить информацию о том, что сотрудник предупрежден. Это предупреждение страхователь также должен зафиксировать на своем записывающем устройстве. Только в таком случае данный метод может иметь серьезный вес в суде. Желательно, чтобы во время записи общения с представителем страховой компании присутствовали свидетели. Можно взять свидетельские показания и у них, также записав это на видео.

В случае, когда сотрудник страховой компании не был уведомлен о том, что ведется запись, такой метод фиксации будет считаться незаконным, и им невозможно будет воспользоваться в суде.

Порядок подачи жалобы на страховую компанию

Стойкое нежелание агентов выписывать полис ОСАГО является основанием для оспаривания отрицательного решения. Для того, чтобы оспорить отказ страховой компании в оформлении страховки, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление в письменном виде (предложение-оферту) на приобретение полиса ОСАГО с печатью, датой и подписью представителя организации, его принявшей;
  • отказ страховой компании в письменной форме (если получен);
  • свидетельские показания собственников автотранспорта, оказавшихся в подобной ситуации можно записать на флешку или диск.

Эти документы необходимо направить следующим компетентным органам:

  • в судебный орган по месту жительства;
  • в отделение РСА;
  • в региональное отделение Центробанка России;
  • в прокуратуру;
  • ФАС.

Еще до подачи обращения в эти инстанции можно предупредить представителя недобросовестной организации о возможности такого развития событий. Часто на эти угрозы они все же соглашаются оформить полис, не доводя до радикальных мер.

Прокуратура и суд, упоминаемые в таких случаях, заставляют сотрудников страховых агентств сразу забыть о своем отрицательном решении и способствуют оформлению полиса ОСАГО по требованию клиента.

После подачи заявления от страхователя больше не потребуется никаких действий — от него не потребуется являться в суд или в вышеуказанные ведомства. После подачи заявления будет проведена проверка, и страхователю остается только получить по почте результаты проведенного расследования. Заявитель после проведенной проверки будет иметь только моральное удовлетворение, так как штрафы, уплаченные страховой компанией, пойдут в бюджет.

Как же принудить страховую компанию оформить ОСАГО?

Автовладельцу, которому представители страховой отказывают в оформлении полиса ОСАГО, необходимо:

  1. В присутствии свидетелей потребовать представителя компании оформить отказ. Страховщик должен письменно обосновать причины, которые стали основанием для такого решения.
  2. Попробовать оформить ОСАГО в другой компании, предоставляющей услуги страхования гражданской ответственности. Если и здесь автовладельцу показывают на двери, нужно в любом случае требовать мотивированный письменный отказ.
  3. Зная, что действия сотрудников страховой являются незаконными, нужно ссылаться на нормы Закона «Об ОСАГО» (ч. 1 ст. 4 № 40-ФЗ от 24.04.2002) и п. 2 статьи 16 ФЗ РФ 2300-1 «О защите прав потребителей». Также можно вызвать начальника отделения — если сотрудники страховой компании увидят, что их посетитель юридически подкован, то чаще всего они согласятся решить вопрос в пользу клиента.
  4. Зафиксировать на видео (как было указано выше) все действия сотрудника компании, не желающего выписывать бланк или давать письменный отказ. Собрать свидетелей и также зафиксировать их показания на видеокамеру или мобильный телефон.
  5. Предупредить сотрудника страховой компании об ответственности за нарушение закона, напомнить ему об административной ответственности должностных лиц, совершающих подобные правонарушения.

В большинстве случаев такая тактика срабатывает, и страховщики удовлетворяют заявление собственника автотранспорта. Когда все же клиенту отказано в оформлении полиса ОСАГО, и получить отказ в письменном виде все же удалось (как показывает практика, делать это очень сложно – почти всегда результат близок к нулю), данный документ может быть основанием составления претензии к этой страховой компании.

Порядок подачи претензии при отказе от оформления полиса

При невозможности оформления полиса автовладельцу можно подать претензию в страховую компанию, воспользовавшись для этого одним из способов:

  1. Отнести заявление-оферту лично в офис агентства.
  2. Отправить заявление через почту России.

Заявление, подаваемое лично, необходимо делать в двух экземплярах. Один из них остается в страховой компании, второй с подписью получателя, печатью и датой приема должен остаться на руках у страхователя. Оно должно быть зарегистрировано с присвоением ему входящего номера, который также указывается на втором экземпляре.

Отправлять письмо по почте необходимо заказным письмом с уведомлением о получении. В соответствии с законодательством, договор ОСАГО является публичным, поэтому обращение клиента в письменной форме должно быть рассмотрено в обязательном порядке. На это обращение страховщик должен выслать письменный отказ или подписанный договор.

Ответственность и штрафы за нарушение закона при оформлении ОСАГО

В Законе «Об ОСАГО» сказано, что владелец транспортного средства имеет право самостоятельно выбирать страховую компанию для заключения договора. Если выбранная им компания получила от автовладельца все необходимые документы и письменное заявление, она обязана оформить ему полис ОСАГО (статья 426 Гражданского Кодекса РФ и статья 1 ФЗ № 40).

В соответствии с ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г., в случае, если при заключении публичного договора отказ страховой компании был необоснованным, при этом страхователю были навязаны другие услуги, не являющиеся обязательными, такая ситуация является административным правонарушением (в соответствии со ст. 15.43.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Эти изменения позволяют карать штрафом страховые компании, которые необоснованно отказывают автовладельцу в законном праве оформить полис. Такое же наказание грозит и при навязывании дополнительных услуг.

Не нужно бояться быть прямолинейным, следует уверенно отстаивать свои права. Необходимо иметь крепкие нервы и пользоваться нормами закона, которые при отказе страховой в оформлении ОСАГО стоят на стороне автовладельца и делать все возможное, чтобы получить необходимый полис.

Заключение

К покупке полиса ОСАГО необходимо готовиться заранее, помня о том, что страховые компании стараются любым путем отказать клиенту, мотивируя невозможность заключения сделки отсутствием бланков. Помимо этого они могут потребовать проверку технического состояния авто до оформления документов, и назначить дату осмотра ТС через месяц-полтора. Не нужно вестись на такие ухищрения недобросовестных организаций, предоставляющих данный вид услуг. Зная свои права и понимая, что закон стоит на стороне автовладельца, можно с уверенностью сказать, что он будет иметь положительное решение всех вопросов, касающихся покупки полиса ОСАГО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector