Роль технические регламенты и стандарты 2020

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» в значительной мере изменилась нормативно-правовая база охраны труда. На смену многочисленным ГОСТам, правилам, СНиПам, Санитарным нормам и т.п. пришли технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций. Это было связано с необходимостью интеграции России в мировую рыночную экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и соответственно с необходимостью унификации нормативных требований в области безопасности, т.е. применения единых правил установления требований к объектам технического регулирования.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. Требования регламентов носят обязательный характер и имеют форму федерального закона.

Технические регламенты бывают двух видов: общие и специальные.

Общие технические регламенты устанавливают требования по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, а также пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенными общими техническими регламентами.

Национальные стандарты и стандарты организаций имеют своей целью повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества, содействие соблюдению требований технических регламентов.

Национальные стандарты носят только рекомендательный характер и применяются исключительно на добровольной основе. Их исполнение государство не контролирует.

С введением технических регламентов и национальных стандартов стала необходимой переработка нормативной базы по охране труда: ГОСТов, в том числе системы стандартов безопасности труда (ССБТ), СНиПов, СанПиНов, норм, правил, инструкций и т.п., содержащих обязательные требования, так как таковых в них больше не должно содержаться.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, ведомства и т.п.) и органы исполнительной власти субъектов РФ (краев, областей и т.д.) более не вправе издавать документы, содержащие обязательные требования к объектам технического регулирования.

Организации (коммерческие, общественные, научные, объединения юридических лиц и т.п.) могут (по желанию) разрабатывать и самостоятельно утверждать стандарты своих организаций (после положительного заключения технического комитета по стандартизации). Для внутреннего пользования эти стандарты будут обязательными.

Отметим, что процесс разработки технических регламентов явно затянулся. Таким образом, целые сферы отношений остаются неурегулированными. Срок действия старых правовых норм истек, а новые нормы не принимаются. Эта ситуация требует оперативного разрешения.

Технические регламенты и стандарты (актуальные изменения 2011 г.)

Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции.
В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений.
В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Содержание

Суть закона «О техническом регулировании»

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Изменения в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»

Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

Кто занимается разработкой этих стандартов?

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» — общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации — определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы — России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

Изменения в области стандартизации с начсалом работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном

– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Читать еще:  Отчет о - движении денежных средств: бланк формы, кому сдавать

Технический регламент и стандарт: общее и различия

Стандартизации в России в наше время предполагает наличие разного уровня нормативных документов. Что такое технический регламент и стандарт: общее и различия мы и разберем в нашей статье.

Что такое стандарт и область его применения

Стандартом называется документ, который утверждает стандартизированный орган, содержащий общие правила для многократного применения, руководящие указания или характеристики для продуктов или связанных процессов с методами производства. Он также может регламентировать терминологию, символы, требованиям, используемые для оформления и дизайна упаковки, маркировки. Так как их применяют к продуктам, методам, производственным процессам.

Стандарты бывают разных форм. Например, в виде определения терминов, спецификации дизайна и конструкции или детализации процедур. С помощью их можно делать измерения характеристик продуктов, процессов.

Стандарты для продуктов и процессов могут иметь несколько специфических функций:

  • содействие коммерческому общению;
  • распространение или передача технологии;
  • повышение продуктивности;
  • обеспечение физической и функциональной совместимости
  • улучшение управления любого процесса;
  • улучшение благосостояния общества;
  • взаимозаменяемость и совместимость;
  • безопасность, здоровье и защита окружающей среды

С помощью стандартизации обеспечивается основа для технических или торговых соглашений и технических регламентов.

Что такое технический регламент таможенного союза

Технический регламент Cоюза — документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.Внутри него дается описание характеристикам продукта или связанных с ним методов и производственных процессов. Сюда входят используемые административные положения, соблюдать которые обязательно. Он также может включать или иметь дело исключительно с терминологией, символами и требованиями к упаковке, маркировке или маркировке, поскольку они применяются к продукту, процессу или методу производства.

Технический регламент и стандарт: общее и различия

Стандарт и технический регламент отличаются строгостью соблюдения. Соответствие стандартам добровольное дело, технический регламент документ обязательный. У них разное назначение для международной торговли. Когда импортируемые товары не имеют соответствия требованиям, указанным в техническом регламенте, его нельзя продать. В случае стандартов, несоответствующие товары для импорта будут допущены на рынок. Однако тогда их часть в пределах рынка может быть затронута, если потребители предпочтут товары, которые соответствуют местным стандартам, таким как стандарты качества или цвета для текстиля и одежды. В этом случае продавцу требуется получить добровольный сертификат, который доказывает соблюдение требований стандартов.

Соглашения между странами предусматривают, что технические регламенты не должны создавать ненужных препятствий для международной торговли. Потому они не должны быть более ограничивающими торговлю, чем это необходимо для достижения законной цели, принимая во внимание риски, которые могут привести к их невыполнению. Это подтверждается имеющейся научной и технической информацией, технологией обработки или предполагаемым конечным использованием продукции.

По отношению к техническому регламенту,импортируемому товару. должен быть предоставлен не менее благоприятный режим, чем к аналогичным товарам с национальным происхождением и аналогичными товарами из разных иных стран. Международные стандарты должны использоваться в качестве основы для подготовки технических регламентов. Исключаются случаи, когда они не соответствуют законным интересам, например, из-за фундаментальных климатических или географических факторов или фундаментальных технологических проблем. Следует отметить, что соблюдение требований технических регламентов доказывает декларация таможенного союза.

Для правительства избегание ненужных препятствий для торговли означает, что когда оно готовит технический регламент для достижения определенной цели, будь то защита здоровья людей, безопасность, окружающая среда этот регламент не должен ограничивать торговлю, но и регламентировать нормы безопасности.

Напоминаем, что если вам необходимо оформить сертификат деловой репутации или получить сертификат РПО (ГОСТ РПО 2016:2018) звоните по номеру 8 800 505 62 07, звонок по России бесплатный.

Технические регламенты

Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 86 утвержден Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 9 ст. 975

Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 65 утвержден Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Настоящий Технический регламент вступает в силу с 1 января 2011 г.

Технический регламент «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 утвержден технический регламент «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 536, за исключением разделов 12 — 15 приложения N 1 к техническому регламенту в части ранее заготовленных компонентов крови, которые вступают в силу по истечении 30 месяцев со дня вступления в силу технического регламента.

Технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082 утвержден технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть II) ст. 6605

Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 4 ст. 391

Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Федеральным законом от от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть I) ст. 6423, в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253.

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43 настоящего Федерального закона.
Статья 43 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Технический регламент «О безопасности лифтов»
Технический регламент «О безопасности лифтов» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782.
Технический регламент «О безопасности лифтов» вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования 12.10.2009 г. в «Собрании законодательства РФ» N 41, ст. 4768 и 14.10.2009 г. в «Российской газете» N 194.

Технический регламент «О безопасности машин и оборудования»
Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753.
Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования» и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Читать еще:  Как ответить работодателю на приглашение на работу

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720″.
Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления и устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 524 утвержден Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4235.

Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 утвержден Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4098.

Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 утвержден Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4106.

Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 45 ст. 5853

Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4475

Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4476

Технические регламенты и стандарты как основа оценки соответствия

Когда регламенты избыточны или предписаны императивным способом, они могут душить новшества и экономический рост, влечь за собой другие непреднамеренные последствия. Законодательство должно быть пригодным для достижения декларируемой цели и обеспечиваться необходимыми ресурсами
Из Британского свода практики для регулирующих органов
(Regulators Compliance Code. The Cabinet Office. London. 2007)

Высокая значимость стандартов подтверждается широким интересом к ним бизнеса и власти. В нашей стране статус национальных стандартов, применяемых для оценки соответствия, существенно вырос благодаря поправкам, внесенным законами 45-ФЗ и 65-ФЗ в закон 184-ФЗ «О техническом регулировании». Теперь технические регламенты распространяются только на продукцию и связанные с ней процессы. Это обстоятельство будет способствовать законодательному закреплению в России принятого странами ЕС принципа productsliability, обозначающего презумпцию ответственности изготовителя (поставщика) за безопасность продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Такая постановка вопроса обозначает, что технические регламенты устанавливают принципиальные требования, т.е. указывают «что должно быть», а стандарты разъясняют «как этого лучше всего добиться».

Правовая база, даже очень солидная, не позволяет достичь поставленной цели, если нет механизмов ее реализации, технических, методических и кадровых ресурсов, таких как оснащенность испытательных лабораторий и других органов по оценке соответствия.

Поэтому в парах «технические регламенты — национальные стандарты» на последние документы возлагается наиболее сложная задача обеспечения механизмов выполнения установленных требований — задача, из-за нерешенности которой в России слабо выполняются требования многочисленных нормативно-правовых актов.

Это повышает значимость стандартов, число которых может в сотни раз превышать число регламентов. Взаимосвязь указанных выше пар документов в настоящее время исследуется во всем мире, в том числе в странах, где реформа технического регулирования не проходит. Мы предлагаем краткую информацию по этому вопросу, который тем более актуален для России, где такая реформа в разгаре.

Еще в 2003 г. по итогам Открытой сессии 26-й Генеральной Ассамблеи ИСО в Буэнос-Айресе в «Бюллетене ИСО» был опубликован обзор под характерным названием «Партнерство международных стандартов, технических регламентов и оценки соответствия».

Такое «партнерство» — важный фактор международной торговли. В декабре 2006 г. Совет Канады по стандартам (Standards Council of Canada) опубликовал «Ключевые соображения по разработке и использованию стандартов в законодательных инструментах» (Key Considerations in the Development and Use of Standards in Legislative Instruments).

А в июне 2006 г. на Международном экономическом форуме «Общая нормативная лексика технического регулирования для международной торговли» генеральный секретарь ИСО Алан Брайден в докладе «Международные стандарты и наилучшая регулирующая практика» изложил идеологию соответствующего документа ИСО/МЭК, содержащего типологию стандартов, полезных для регулирующих органов, преимущества и выгоды от применения стандартов, методы для ссылок и других форм использования, а также вопросы оценкисоответствия и примеры.

И вот в сентябре 2007 г. появился документ «Использование стандартов ИСО/МЭК и ссылок на них в технических регламентах» (размещен на сайте:http://www.iso.org). Он гармонизирован с отчетом Директората G Еврокомиссии «Методы ссылок на стандарты в законодательстве с акцентом на европейское законодательство» (размещен на интернет-портале ЕСhttp://europa.eu.int, перевод на русский язык -на сайте Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствияhttp://www.rgtr.ru).

Ниже дан перевод извлечения из нового документа, относящегося к профилю журнала «Методы оценки соответствия».

7.5 Роль оценки соответствия в технических регламентах (Role of conformity assessment in technical regulations).
Оценка соответствия — это средство определения того, насколько продукты, услуги, процессы, системы и квалификация персонала соответствуют установленным требованиям. В зависимости от объекта, исследуемых критериев и установленного уровня риска оценка может выполняться поставщиком, покупателем или регулирующим (независимым) органом.

  • Оценка соответствия первой стороной — поставщик предоставляет соответствующую декларацию, подкрепляя ее испытаниями на соответствие стандарту в собственной или внешней лаборатории;
  • Оценка соответствия второй стороной — лицо или организация, например, приобретатель, участвует как свидетель в испытаниях, иных действиях по верификации на соответствие стандарту, в том числе на рынке;
  • Оценка соответствия третьей стороной — независимый орган оценки соответствия сертифицирует, а затем инспектирует (проверяет) продукцию или системы на соответствие. В этом случае результаты являются собственностью органа оценки соответствия и поставщика, но могут быть предоставлены поставщиком органу власти.

ИСО и МЭК разработали серию стандартов и руководящих указаний, содержащих добровольные критерии «наилучшей практики оценки соответствия». Предполагается, что разработчики должны включать соответствующие требования в технические регламенты, что обеспечит согласованность оценки соответствия в разных странах и тем самым стимулирует снижение технических барьеров в торговле.

Полный регулярно обновляемый список документов по оценке соответствия можно найти на сайте:www.iso.org/casco.

О.М. Розенталь — главный научный сотрудник Института водных проблем РАН, профессор
С.А. Хохлявин — юрисконсульт «Инженерной Академии», г. Екатеринбург

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ — АКТИВНЫЙ ЦЕНТР СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Для того чтобы деятельность по обеспечению безопасности продукции была эффективной, система законодательства о техническом регулировании должна представлять собой не совокупность разрозненных, действующих на определенный момент правовых актов, а единую систему этих актов. Кроме того, эффективность функционирования и развитие данной системы могут быть достигнуты только в том случае, если будет обеспечено включение и каждого вновь принимаемого акта, и системы в целом в уже существующую систему законодательства.

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Оценивая роль и место технического регламента в системе законодательства о техническом регулировании, необходимо исходить из его специфических черт как нормативного правового акта с технико-юридическим содержанием. И в первую очередь учитывать цели, для достижения которых принимается этот документ.

В настоящем исследовании уже отмечалось, что согласно нормам ст. 6 Закона о техническом регулировании и ст. 52 Договора о ЕАЭС технический регламент должен быть направлен на защиту жизни или здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Однако на достижение этих целей направлены и иные законодательные акты Российской Федерации: акты, входящие в систему экологического и трудового права России, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Градостроительный кодекс РФ и принятые в его развитие подзаконные акты и т.д. И также, как законодательство о техническом регулировании, указанные нормативные правовые акты наряду с «чисто правовыми» нормами могут содержать технико-юридические нормы и технические требования.

Так, например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не только формирует правовые основы государственной политики, направленной на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач и сохранения благоприятной окружающей среды, но и устанавливает обязательные требования [1] к хозяйственной деятельности в целом, а также к отдельным ее видам и процессам (проектированию, размещению и строительству зданий и сооружений, эксплуатации объектов энергетики и транспорта, мелиорации земель и т.д.). Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12—27) определены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека [2] . Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [3] , Воздушный кодекс РФ и Кодекс торгового мореплавания, законодательные акты о железнодорожном транспорте, акты, регламентирующие вопросы энергетики, недропользования, водного хозяйства и иные законодательные акты устанавливают жесткие правила безопасности применительно к соответствующим сферам деятельности.

Для того чтобы выявить в этом конгломерате нормативных правовых актов место технических регламентов следует прежде всего вычленить предмет их правового регулирования — определить круг объектов, обязательные для исполнения требования к которым будут определяться техническими регламентами, и сами эти требования.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона о техническом регулировании обязательные требования предъявляются только к продукции и к связанным с этими требованиями процессам производства и обращения этой продукции. Попытки устанавливать требования к процессам производства и обращения продукции в отрыве от требований безопасности к самой продукции представляются необоснованными, поскольку вопросы безопасности производственных процессов в значительной мере уже урегулированы:

  • — в части предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду — природоохранным и «поресурсным» законодательством, а также законодательством в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • — в части предотвращения причинения вреда жизни и здоровью персонала субъектов хозяйствования — трудовым законодательством, законодательством в сфере промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами;
  • — в части недопущения причинения ущерба третьим лицам — законодательными актами, обеспечивающими отдельные виды безопасности (федеральные законы «О пожарной безопасности», «О ядерной и радиационной безопасности населения» и др.) или регламентирующими отдельные виды деятельности (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Воздушный кодекс РФ и др.), а также положениями финансового, гражданского, административного, уголовного законодательства.

Таким образом, в общем случае единственным объектом технического регулирования, к которому в техническом регламенте прописаны обязательные требования, является продукция — «результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях» (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Требования к процессам производства и обращения продукции могут предъявляться лишь в том случае, если без установления этих требований не может быть обеспечена ее безопасность. То же относится к конструкции и исполнению объекта технического регулирования.

Ранее уже отмечалось, что согласно нормам п. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании технические регламенты устанавливают минимально необходимые с учетом степени риска причинения вреда требования, обеспечивающие:

  • — безопасность излучений;
  • — биологическую безопасность;
  • — взрывобезопасность;
  • — механическую безопасность;
  • — пожарную безопасность;
  • — безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
  • — термическую безопасность;
  • — химическую безопасность;
  • — электрическую безопасность;
  • — радиационную безопасность населения;
  • — электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • — единство измерений;
  • — другие виды безопасности, отвечающие целям технического регулирования.

Так, например, безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением, означает, что при рабочем для каждой единицы оборудования избыточном давлении оно не разрушится (сохранит герметичность) и будет функционировать в заданном режиме. Следовательно, для него особое значение имеют вопросы механической безопасности и взрывобезопасности.

Возникает вопрос: каким образом могут быть обеспечены взрыво- безопасность и механическая безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением? Это возможно только в том случае, если материалы, из которых изготовлены эти оборудование и соединения разных конструктивных элементов, будут отвечать определенным требованиям, например требованиям механической прочности. В частности, сварные соединения материалов не должны иметь внешних или внутренних дефектов (повреждений), влияющих на безопасность оборудования, а их механические характеристики не могут быть ниже минимальных значений механических характеристик соединяемых материалов. В противном случае именно в месте сварного соединения может произойти разрушение этого оборудования.

Кроме того, материалы, из которых изготавливается оборудование, работающее под избыточным давлением, должны иметь определенные характеристики: предел текучести, ударную вязкость, временное сопротивление на растяжение при нормальной и рабочей температуре и др. Причем конкретные значения этих параметров зависят от разных факторов: от специфики оборудования и установленного для него рабочего давления; от параметров рабочей среды (например, ее агрессивности); от внешних условий, в которых эксплуатируется это оборудование; от ряда других. Учесть все необходимые факторы и выявить допустимые значения характеристик конструкционных материалов можно только в процессе проектирования оборудования.

Таким образом, надлежащий уровень безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, закладывается при его проектировании и производстве. В этих условиях технический регламент, регулирующий вопросы обеспечения безопасности оборудования, работающее под избыточным давлением свыше 0,07 МПа или при температуре нагрева воды свыше 115 °С (котлов, баллонов, барокамер, автоклавов и др.), который согласно п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании должен быть принят до 1 января 2010 г., должен устанавливать требования не только к самому оборудованию, работающему под избыточным давлением, но и к его конструкции (конструктивным материалам), процессам его проектирования, изготовления, монтажа (к «обвязке» трубопроводами), эксплуатации, демонтажа и иным процессам.

Второй аспект, который следует учитывать при определении места технического регламента в системе права, — это сфера применения законодательства о техническом регулировании. Сегодня сфера технического регулирования необоснованно расширяется за счет включения в нее вопросов охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ряда других вопросов, что может привести и уже приводит к возникновению правовых коллизий между правовыми нормами, устанавливаемыми нормативными правовыми актами разных «ветвей» правовой системы.

Как видим, отсутствие в Законе о техническом регулировании четко обозначенной сферы может привести и уже приводит к необоснованному расширению сферы технического регулирования. Сфера применения законодательства о техническом регулировании требует дальнейшего уточнения и корректировки. При этом предметы правового регулирования технических регламентов, с одной стороны, и иных нормативных правовых актов — с другой, должны быть разграничены максимально четко.

Помимо указанных роль и место каждого конкретного технического регламента определяется и иными охарактеризованными выше факторами и в первую очередь формой его принятия и обусловленной ею юридической силой соответствующего акта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector