Закон о таможенном регулировании 2020

Подписан федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации

Предметом регулирования настоящего федерального закона являются:

— отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

— права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

— правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации;

— отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

— отношения, связанные с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.

Закон также направлен на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций.

В частности, в числе прочего реализована возможность:

использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров;

выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;

освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями;

представления предварительной информации на английском языке.

Кроме того, сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, расширен перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

Закон включает в себя в числе прочего положения, предусматривающие, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций кредитных организаций и возможности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

В случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций, расположенном в пункте пропуска через Государственную границу РФ, кассы таможенного органа, кредитных организаций либо возможности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с этим лицом договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные операции в отношении которых производятся в местах международного почтового обмена, могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу организации федеральной почтовой связи.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц — получателей товаров, уплачиваются в безналичном порядке, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

Требования к операторам таможенных платежей, порядок организации взаимодействия между ними, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также порядок обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств определяются Правительством РФ.

Предусматривается, что оператор таможенных платежей обязан обеспечить возможность внесения авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, путем использования национальных платежных инструментов в сроки, установленные Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Порядок совершения операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по согласованию с Банком России.

Также уточняется порядок исполнения банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание.

Установлено, что банк безусловно исполняет:

— поручение таможенного органа на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:

не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, при взыскании денежных средств с рублевых счетов;

не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения такого поручения, при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах;

— поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств:

не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в валюте РФ;

не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

Исполнение банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание, поручения таможенного органа на перевод электронных денежных средств осуществляется банком также за счет денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), в отношении которых банком приостановлены операции во исполнение принятого таможенным органом решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке и переводов его электронных денежных средств.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

В частности, предусматривается, что положения касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, применяются с 1 января 2019 года, положения о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме — с 1 января 2022 года, а положения об электронной форме консультирования — с 1 января 2020 года.

Новый закон о таможенном регулировании. Что изменится с сентября 2018 г., а что — только через несколько лет

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В связи с этим необходимо было поменять таможенные правила в российском законодательстве. Причем законодатель не стал вносить многочисленные изменения в действующий закон, а принял новый. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — более чем объемный документ на 983 листах.

Президент РФ подписал новый закон о таможенном регулировании (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ). Его текст подготовил Минфин России в связи с тем, что с 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), в котором содержатся отсылочные нормы к национальному законодательству. В целом закон направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

Новый закон вступит в силу с 04.09.2018 (за исключением некоторых положений). Например, нормы, касающиеся организации электронного взаимодействия между таможенными органами и плательщиками, начнут применяться с 2019 г., а положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов в электронной форме — только с 2022 г.

С 04.09.2018 перестанет действовать большинство статей прежнего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Полностью он утратит свою силу к 2020 г.

Предварительные решения

Новым законом сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. Такие решения таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

Таможенные платежи

По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц.

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период. Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней).

Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше это было 30 дней. Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

Читать еще:  Что изменилось в законах для дачников

На сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не будут начисляться. При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.

Расширен перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это могут быть лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб., а совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.

Таможенный контроль

Изменения претерпели и положения, касающиеся проведения таможенного контроля. Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Для камеральной проверки предусмотрено 90 календарных дней, но этот срок может быть продлен на 120 календарных дней. Раньше эти сроки не были определены.

Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки.

Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения. Он составит 30 дней.

А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.

Обжалование решений

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, а в отношении остальных решений, действий (бездействия) таможенных органов — с 01.01.2021. Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

С 2022 г. жалобу в таможенный орган можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Таможенные представители

Ограничена солидарная ответственность таможенных представителей. По общему правилу в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей. Но существует два исключения. Во-первых, случаи, указанные в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т.д.). Во-вторых, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

Юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости своих услуг.

Алексей Ильичев, старший партнер, управляющий директор московского офиса «Лесников и партнеры»

Основным нововведением (если можно его так назвать) нового Закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный документооборот — как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. В частности, при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решений, действий или бездействия таможенных органов.

Данное нововведение, конечно, должно значительно упростить порядок взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами, но, к сожалению, на мой взгляд, добиться такого взаимодействия исключительно в электронном виде, без предоставления документов на бумажном носителе по запросу таможенных органов в ближайшее время вряд ли удастся. Учитывая развитие информационных технологий в таможенных органах и фактическое отсутствие электронного документооборота (в рамках таможенного декларирования таможенный орган постоянно запрашивает огромный перечень документов на бумажном носителе, якобы для подтверждения достоверности сведений, представленных в формализованном виде), реализация замыслов нового Закона № 289-ФЗ потребует не один год и большое количество бюджетных средств.

Отмечу, что в части реализации электронного документооборота по оказанию государственных услуг, взаимодействия при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов, возникает необходимость переработки ведомственных нормативных актов таможенных органов, что также требует определенное количество времени. Вместе с тем в настоящее время должностные лица таможенных органов при рассмотрении вопросов и жалоб заинтересованных лиц, поступивших в таможенный орган, чаще реализуют формальный подход, а именно — ищут основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы (обращения) и не заинтересованы в реальном решении проблемы.

Таким образом, возникает вопрос, а готовы ли сами должностные лица таможенных органов к стопроцентному переходу на электронный документооборот и осуществлению своих должностных обязанностей в нынешних реалиях?

Дополнительно по Закону № 289-ФЗ отмечу. В соответствии со ст. 18 Закона № 289-ФЗ срок принятия предварительного решения будет составлять теперь 60 дней (ранее был установлен срок 90 дней), при этом указанный срок может приостанавливаться на время предоставления дополнительной информации. Конечно, уменьшение сроков рассмотрения обращений (заявлений) заинтересованных лиц — это большой плюс, но в то же время 60 дней — это все-таки достаточно длительный срок. На мой взгляд, такой срок можно было сократить до стандартного — 30 дней.

Интересным нововведением в Законе 289-ФЗ также является ст. 246, где указан порядок проведения проверки маркировки на товарах. В Законе № 311-ФЗ подробного описания по проверке маркировки не было, данные положения были указаны в Таможенном кодексе ТС.

Закон приняли, но вводят по частям

Свершилось: новая редакция закона, регулирующего таможенное дело в России, появление которой с нетерпением ожидали и таможенники, и бизнес, в ускоренном порядке прошла установленную процедуру согласования и после подписания Президентом РФ Владимиром Путиным получила право на жизнь. Это произошло 3 августа сего года

До этого Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной думой (26 июля) и одобрен Советом Федерации (28 июля). Появление данного правового акта обусловлено началом действия с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Предполагается, что вступление документа в силу создаст базовые условия для упрощения таможенных процедур и позволит ускорить все процедуры, в частности за счет введения электронного способа декларирования.

Ранее в правительстве поясняли, что за основу взяты положения пока еще действующего Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в той мере, в какой это позволяет ТК ЕАЭС. При этом в новом документе реализована значительная часть отсылочных норм ТК Союза, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.

Эксперты напоминают, что ТК ЕАЭС содержит нормы, которые переводят на уровень национальных законов ряд правоотношений, условий, требований или особенностей таможенного регулирования. Это значит, что определенные сферы таможенного регулирования должны регламентироваться отдельными законами в каждой стране ЕАЭС. Соответственно, новый документ устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС.

Закон № 289-ФЗ, который состоит из восьми разделов, 68 глав и 398 статей, начнут применять с 4 сентября 2018 года, за исключением норм, для которых установлены иные сроки. Так, ряд положений, касающихся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков (раздела II), заработают с 1 января 2019 года. С 1 июля 2019 года вступят в силу главы 25 «Таможенная процедура свободного склада» и 64 «Владелец свободного склада»; с 1 января 2020 года — положения части 2 статьи 264 об электронной форме консультирования; с 1 января 2022 года — положения частей 1-4 статьи 300 о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме.

Пункт 6 части 3 статьи 55, касающийся обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, заработает через 120 дней после вступления ФЗ в силу — с января 2019 года. В то же время не сразу утратят силу некоторые из действующих сейчас таможенных правил, закрепленных в Законе № 311-ФЗ. Например, статьи, регламентирующие порядок получения статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО).

При этом ряд положений вообще можно будет применять лишь после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и 8 (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕЭАС.

Среди них статья 28 «Порядок внесения авансовых платежей, уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; статья 30 «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; части 5 и 6 статьи 34 «Уплата процентов»; статья 35 «Авансовые платежи»; статья 36 «Возврат авансовых платежей».

Аналогично дела обстоят и со статьями 42 «Исполнение обязанности по уплате таможенных сборов»; 44 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов»; 45 «Взыскание и возврат таможенных сборов»; 67 «Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»; 68 «Иные случаи возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)»; 69 «Возврат денежного залога» и 70 «Возврат денежного залога, внесенного в качестве генерального обеспечения».

Читать еще:  Что запрещено в России в 2020 году

Работать по трем законам

Хотя большинство статей Закона № 311-ФЗ перестанут действовать с 4 сентября, полностью он потеряет свою актуальность лишь к 2020 году. Следовательно, до этого момента и таможенникам, и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) придется в своей работе руководствоваться сразу тремя правовыми актами: ТК ЕАЭС и двумя редакциями закона о таможенном регулировании (частично).

Новый документ будет регулировать вопросы ввоза и вывоза товаров, их временное хранение, декларирование, а также взимание таможенных платежей. Он допускает привлечение третьих лиц к процедуре уплаты таможенных платежей. По мнению авторов, это позволит проводить трансграничные операции с помощью новых технологий оплаты. Так, оплачивать таможенные пошлины за приобретенные в зарубежных интернет-магазинах для личного пользования товары граждане смогут в обычных почтовых отделениях, а операторы должны будут обеспечить возможность расплатиться картой платежной системы «Мир».

Что касается взыскания неуплаченных вовремя платежей, то его разрешено обращать на счета должника в драгоценных металлах. Закон также регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием. Ряд норм направлен на упрощение и ускорение таможенных процедур, включая внедрение принципов и технологий «электронной таможни», в частности, декларировать товары можно будет электронным способом.

Устанавливается общее правило, по которому компоненты товара должны ввозиться на территорию России в рамках одной внешнеэкономической сделки. Исключается возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства и актов в сфере таможенного регулирования, если оно вызвано неясностью содержащихся в них правовых норм.

Обратим внимание, что через 4 месяца со дня вступления в силу Закона № 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, который в документе однозначно не определен, должен довести до таможенных органов информацию о декларантах, у которых совокупная сумма исполненной за 2015-2017 годы обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составила не менее 7 млрд рублей, указав совокупную стоимость их активов.

Также предусмотрено, что «до дня вступления в силу пункта 6 части 3 статьи 55 настоящего закона обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены».

По новым приоритетам

В сопроводительных материалах к документу указывается, что он вводит приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулирует применение механизмов «единого окна», повышает эффективность института уполномоченного оператора, допускает возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Одновременно он направлен на повышение эффективности таможенного администрирования и собираемости таможенных платежей.

Новый закон предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в один месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.

Устанавливаются предельные сроки проведения таможенных экспертиз (4 месяца) и камеральных таможенных проверок (90 дней). По аналогии с законодательством о налогах и сборах проверяемым лицам предоставлена возможность предъявления возражений таможенным органам по результатам таможенных проверок и обжалования соответствующих решений.

Законом установлены условия, при которых таможенный представитель сможет использовать часть своего обеспечения в счет исполнения обязательств клиентов по конкретной таможенной декларации. Введена норма, допускающая исполнение обязанности по уплате таможенных платежей третьими лицами.

Появляется возможность для использования нового механизма уплаты таможенных платежей в интернет-торговле с помощью единого оператора и в отношении всех товаров. Предусматривается, что требования к операторам таможенных платежей будет устанавливать правительство. Новый закон в целом отвечает требованиям ТК ЕАЭС по снижению издержек для бизнеса при общем повышении эффективности таможенного контроля.

Документ наделяет Кабинет министров правом определять перечень и порядок представления государственным институтам развития для выполнения возложенных на них функций сведений таможенной статистики внешней торговли РФ, включая те, что содержат информацию ограниченного доступа. При этом госинституты обязаны обеспечить защиту полученной информации, оградить ее от неправомерного доступа и распространения в соответствии с законодательством РФ. Федеральные власти теперь вправе безвозмездно передавать изъятые на таможне и обращенные в федеральную собственность санитарно-гигиенические и медицинские изделия, скоропортящиеся продукты, детское и лечебное питание, а также одежду, обувь и другие предметы первой необходимости в органы соцзащиты, медицинским и образовательным организациям.

Закон устанавливает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования. Правила реализации товаров в этих магазинах будет устанавливать правительство. Оно также будет определять случаи, когда на реализуемые в таких магазинах товары может наноситься маркировка.

У таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физлицами, — это относится как к гражданам РФ, так и к иностранным туристам, а также к иностранным специалистам, работающим в РФ. Урегулирован вопрос, касающийся приостановки деятельности таможенного представителя — если он устранил нарушения, Минфин имеет право в кратчайший срок включать его обратно в соответствующий реестр. Таможенный представитель теперь сможет уплачивать таможенные пошлины и сборы в отношении товаров, ввозимых для личного пользования, за исключением транспортных средств, если это предусмотрено договором, заключенным между ним и декларантом.

Равнение на Кодекс Союза

Вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки урегулирован согласно нормам ТК ЕАЭС. По мнению экспертов, это упростит процедуру ввоза российскими промышленными компаниями многокомпонентного оборудования для особо важных отраслей экономики, в том числе техники, которая не производится в РФ. Также в соответствие с Кодексом приведены вопросы маркировки товаров, более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки ввозимых товаров. Проверка будет проводиться только в отношении акцизных марок, контрольных знаков и иных средств идентификации, в том числе при обнаружении признаков их подделки.

Среди прочего закон регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей. Ряд норм направлен на упрощение и ускорение таможенных процедур, включая внедрение принципов и технологий «электронной таможни», в частности, декларировать товары можно будет электронным способом.

В то же время в Законе № 289-ФЗ реализована возможность использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров; выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров; освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями, перечень таких случаев расширен; представления предварительной информации на английском языке.

Также сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки, а добросовестные участники ВЭД смогут не предоставлять обеспечение обязанностей по оплате платежей и сборов при импорте.

Ждем мнение экспертов

Отметим, что в итоге получился достаточно объемный документ, описать все новации которого в одной статье не представляется возможным. Для его детального изучения экспертам потребуется проделать большой объем аналитической работы, разобраться в том, как его авторы реализовали нормы ТК ЕАЭС, которые он переводит на национальный уровень. Оставшееся до вступления закона в силу время таможенники и участники ВЭД посвятят проработке его положений, выработке порядка их практического применения.

Редакция намерена и дальше публиковать материалы, в том числе экспертов в сфере таможенного дела, в которых будет давать свою оценку документу, разбирать те или иные его положения и нормы, давать рекомендации по порядку и правилам их применения на практике. Отметим, что некоторые эксперты уже достаточно скептически высказываются в отношении нового закона. Например, они считают, что о реальном сокращении сроков принятия предварительных решений по классификации товаров можно будет судить по количеству информации, которую таможенники станут дополнительно запрашивать для принятия таких решений. Также не предусмотрена ответственность должностных лиц за несоблюдение сроков совершения таможенных процедур, имеются и иные упущения. Поэтому и звучат не очень оптимистичные мнения, которые, если они будут объективно отражать складывающуюся ситуацию, предлагать реальные пути их решения, мы также готовы донести до наших читателей.

Сообщаем, что ООО «Паллада-медиа», являющееся издателем данного журнала, ограниченным тиражом выпустило текст Закона № 289-ФЗ в виде брошюры. Если у заинтересованных лиц возникнет желание приобрести ее, готовы отпечатать дополнительный тираж под оговоренный заказ.

Закон о таможенном регулировании: краткий обзор

4 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Закон был разработан в связи с тем, что с 1 января 2018 г. начал действовать новый Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), который содержит много отсылочных норм на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС.

Старший менеджер, Налоговое и юридическое консультирование, руководитель Группы по оказанию таможенных услуг

КПМГ в России и СНГ

Новый Закон регулирует ввоз, вывоз товаров, их временное хранение, таможенное декларирование и таможенный контроль. Также устанавливает права и обязанности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных или свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Важные новеллы Закона:

• теперь можно получить Минфина России письменные разъяснения по применению законодательства РФ о таможенном регулировании;
• Также можно получить предварительное решение по применению методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Российскую Федерацию;
• срок принятия предварительных решений о классификации товара уменьшился с 90 до 60 дней, а время их действия увеличилось с 3 до 5 лет;
• стало возможным применять таможенную процедуру свободного склада. Согласно этой процедуре товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных платежей;
• изменился порядок проведения таможенного контроля, в частности, установлены сроки проведения таможенных проверок и экспертиз. Более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки ввозимых товаров;
• регламентирован перечень условий, при которых добросовестные Компании не должны предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей, а также установлен предельный срок рассмотрения таможенными органами заявления о возврате авансовых платежей;
• приведены в соответствие с ТК ЕАЭС нормы о статусе уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) и др.
Новый законодательный акт заменил предыдущий закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ, но отдельные положения прежнего закона действуют еще в течение двух лет. Так, некоторые из действующих таможенных правил, закрепленных в законе № 311-ФЗ (например, статьи о порядке получения статуса УЭО), действуют до 1 января 2020 г.
Кроме этого, некоторые положения нового Закона вступают в разные сроки. Так, статьи, относящиеся к таможенной процедуре свободного склада, заработают с 1 июля 2019 года. В то же время нормы, регулирующие возврат авансовых платежей, применяются лишь после вступления в силу отдельного международного договора РФ; а порядок, регулирующий получение предварительного решения по применению методов определения таможенной стоимости, должен быть разработан дополнительно.
В связи с этим нормативно-правовая база таможенного законодательства ЕАЭС в переходный период основывается одновременно на трех правовых актах: ТК ЕАЭС и двух версиях закона о таможенном регулировании.

Читать еще:  Приватизация квартиры в 2019-2020 годах – какие документы нужны через МФЦ, с чего начать, сколько стоит, порядок, последние новости

Принятый Закон направлен на совершенствование таможенного законодательства и упрощение таможенных операций без снижения эффективности таможенного контроля. При этом Закон вводится в действие постепенно, с учетом положений переходного периода, который может вызвать затруднения у участников ВЭД.

Специалисты КПМГ активно участвовали в разработке Закона и готовы оказать содействие участникам ВЭД при возникновении вопросов, связанных с его применением.

Изменения в новом Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

10 изменений по срокам в новом Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации», повлияющих на деятельность участников ВЭД .

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в законную силу 1 января 2018 г. Положения кодекса предусматривают многочисленные отсылочные нормы, в том числе на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС.

С целью приведения таможенного законодательства РФ в соответствие с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС разработан проект нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который должен вступить в силу предположительно в июле-августе 2018 г.

Отметим изменения в проекте Федерального закона, касающиеся установления новых сроков:

1. Сокращен срок принятия предварительного решения о классификации товаров с 90 до 60 дней.
2. Сокращен срок принятия предварительного решения о происхождения товаров с 90 до 60 дней.
3. Установлен срок камеральной проверки — не более 90 дней, срок возможного продления — однократно и не более 120 дней.
4. Установлен срок проведения таможенной экспертизы — не более 20 дней, срок продления — еще на 20 дней.
5. Увеличен срок действия предварительного решения о классификации отдельных товаров с 3 лет до 5 лет.
6. Обращение о внесении изменений в ДТ тождественно заявлению о возврате (зачете) авансовых платежей.
7. Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей сокращен до 10 рабочих дней.
8. Срок исполнения уведомления об уплате таможенных платежей сокращен до 15 рабочих дней.
9. Срок принятия решения о бесспорном взыскании сокращен с 60 дней до 15 дней со дня истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
10. Сокращен срок, в который таможенный орган информирует о выявленном факте излишней уплаты, с 1 месяца до 10 рабочих дней.
11. Сокращен срок, в который таможенный орган должен осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов, с 1 месяца до 3 рабочих дней.

Таким образом, для участников ВЭД большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство РФ законопроектом, направлено на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами в области таможенного дела, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ

4 сентября 2018 года в основном вступил в силу новый Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ, заменивший собой аналогичный Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Часть положений нового Закона (касательно авансовых платежей, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных и иных платежей и некоторые иные) будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и № 8 (протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕАЭС.

Часть норм нового Закона вступит в силу в более поздние сроки, начиная с 01.01.2019 и заканчивая 01.01.2022.

Отметим наиболее важные и представляющие интерес для участников ВЭД изменения в таможенном регулировании в Российской Федерации по сравнению с нормами Закона № 311-ФЗ:

— сведения при предварительном информировании могут быть предоставлены без перевода на русский язык, если английский язык предусмотрен в качестве международного стандарта форм транспортных документов;

— из перечня лиц, обязанных представлять отчетность таможенным органам, исключены лица, владеющие или пользующиеся товарами, временно ввезенными с применением карнета АТА и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990;

— в среднем в 1,5 раза сокращены сроки принятия таможенными органами различных решений в области таможенного дела, в том числе: предварительных решений о классификации товаров (срок действия которых продлен с 3 до 5 лет); предварительных решений о происхождении товаров, сроки возврата авансовых платежей и др.;

— взаимодействие и обмен документами и информацией между участниками ВЭД при подаче различных заявлений и таможенными органами при принятии ими соответствующих решений будет осуществляться в большинстве случаев через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России;

— ужесточен порядок ввоза компонентов товара в разобранном или несобранном, в том числе некомплектном и незавершенном виде – до определения Правительством РФ случаев и порядка, когда ввоз компонентов допускается в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, ввоз таковых разрешен в рамках одной внешнеэкономической сделки; срок ввоза компонентов за пределами первоначального, установленного ТК ЕАЭС 2-летнего срока, исчисляемого с даты регистрации ДТ на первую партию компонентов, может продлеваться контролирующей таможней каждый раз на 1 год, но не более чем до 6 лет, отсчитываемых с той же даты;

— новеллой, направленной на минимизацию возникновения возможных трудностей у участников ВЭД при выборе метода определения таможенной стоимости, является новый вид предварительного решения – по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций освобождены товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта и не облагаемые при этом вывозными таможенными пошлинами (беспошлинные товары (не путать со ставками пошлин в 0% и 0 рублей)); вместе с тем, данное улучшение будет нивелировано установлением Правительством РФ в скором времени более высоких ставок таможенных сборов за совершение таможенных операций при помещении товаров под иные процедуры, проект Постановления Правительства об этом размещен 31.08.2018 на сайте Минфина России;

— в новом Законе подробно изложен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнен перечень оснований, при наличии которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется;

— перечень случаев и оснований, при наличии которых предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, дополнен требованием о предоставлении обеспечения при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа, направленного на взыскание таможенных платежей и обжалуемого заинтересованным лицом в вышестоящий таможенный орган;

— значительно расширен круг случаев и оснований, при наличии которых обеспечение не предоставляется или может не предоставляться при соблюдении определенных условий (часть нововведений вступает в силу с 03.01.2019);

— Законом максимально подробно установлены положения о банковской гарантии как способе обеспечения, в том числе: исчерпывающие требования к содержанию банковской гарантии, основания отказа таможенных органов в приеме банковской гарантии; максимальный срок банковской гарантии теперь не ограничен, однако он должен превышать крайний срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как минимум на 3 месяца; также перечень гарантов дополнен Евразийским банком развития;

— расширен перечень имущества, которое не может быть предметом залога как способа обеспечения; расширены обязательные требования к содержанию договора залога;

— в предусмотренный ТК ЕАЭС перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, включено иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, без ограничения по таможенным процедурам, под которые помещаются товары, но при условии, что таковые перемещаются через таможенную границу не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства — члена Союза, и если при этом иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

— изменен срок погашения задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей – в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления (уточнения к уведомлению), при этом обращаем внимание, что в целях сокращения расходов бюджета на отправку уведомлений Почтой России уведомления уже направляются участникам ВЭД через личный кабинет на сайте ФТС России.

Изменения законодательства о таможенном регулировании в РФ также касаются лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в особенности — таможенных представителей, отметим наиболее важные из них:

  • договор оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру теперь может заключаться таможенным представителем не только с декларантом товаров, но и с экспедитором, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем;
  • солидарная с декларантом товаров обязанность таможенного представителя по уплате таможенных и иных платежей теперь ограничена, в дополнение к предусмотренным ТК ЕАЭС случаям, установленным решением суда или таможенного органа фактом использования при подаче ДТ поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, если при этом таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В новый Закон включены положения ведомственных нормативных актов и административных регламентов ФТС России, что представляет собой несомненное удобство при использовании и применении в таможенной практике. Вместе с тем, для практического применения норм Закона потребуется принятие значительного количества подзаконных нормативных актов Правительством Российской Федерации, а также Минфином России и Федеральной таможенной службой. Срок для принятия подзаконных актов указанными государственными органами установлен Законом до 1 января 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector