Закон о первом высшем образовании

Добрый день! Будучи отчисленным с бюджета 5 курса по программе специалитет поступил в другой вуз на бесплатное бюджетное образование. В этот же год восстановился на платный специалитет и закончил его. Сейчас вуз, где я обучаюсь бесплатно требует перевестись на платное отделение, или отчислиться в связи с незаконностью обучения на бюджете. Правы ли они? Заранее спасибо!

Ответы юристов ( 7 )

Возможность получения бесплатного высшего государственного образования гарантирована Конституцией РФ (ст. 43, п. III).

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, лица, получившие высшее образование любого уровня, имеют право обучаться по программам бакалавриата и специалитета только на договорной (платной) основе, т.е. Вы имеете право получить второе высшее образование в только на платной основе., к сожалению.

Добрый день! Будучи отчисленным с бюджета 5 курса по программе специалитет поступил в другой вуз на бесплатное бюджетное образование. В этот же год восстановился на платный специалитет и закончил его. Сейчас вуз, где я обучаюсь бесплатно требует перевестись на платное отделение, или отчислиться в связи с незаконностью обучения на бюджете. Правы ли они? Заранее спасибо!
Артем

Если вы сейчас пойдёте на магистратуру, то там Вы будете иметь право на обучение на бюджетной основе, но т.к. Вы сейчас получаете степень бакалавра(специалиста), уже получив образование данного уровня, то у Вас такой возможности повторно обучаться в бакалавриате на бюджете нет.

Но вот в магистратуре будет такая возможность.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Дополню коллегу: Так как вы были отчислены из университета, с бюджетной основы обучения то претендовать на обучение бесплатно второй раз вы не вправе. Вы должны были восстанавливаться там на коммерческой основе, проучиться некоторое время а затем если б у вас были хорошие показатели вас д снова перевели на бюджет

Ответ на практически аналогичный вопрос от студента:

Вопрос: Закончил школу в 2002 году. ЕГЭ не сдавал. В 2011 году закончил СПБГУСЭ. Учился платно на заочном. Могу ли я поступить на 2-е высшее, заочное или вечернее, ускоренное, бесплатно? Слышал, что гражданин РФ имеет право на одно высшее бесплатно. Что для этого нужно предоставить и нужно ли сдавать ЕГЭ?
Ответ: Поскольку вы не указали интересующий вас вуз, то при ответе на вопрос мы будем исходить из того, что вы планируете поступать в СПбГУ.
Факт получения вами образования в СПбГУСЭ делает невозможным получение второго высшего образования бесплатно. Указанный вывод основан на следующем:
Статья 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет право граждан РФ на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе высшее образование предоставляется гражданам только на платной основе, так как освоение программ второго высшего образования не является получением образования впервые.
В соответствии с п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона получением второго высшего образованием признается:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.
Таким образом, если по результатам обучения в СПбГУСЭ Вам была присвоена квалификация «дипломированный специалист», вы можете претендовать на конкурсной основе на обучение по программе магистратуры за счет средств бюджета.

  • 10,0 рейтинг
  • 5521 отзыв эксперт

К указанному коллегой выше можно добавить

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», согласно которому лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.
По сути, это означало, что с 1 сентября 2013 г. обучение дипломированных специалистов в магистратуре должно было рассматриваться как получение ими второго или последующего высшего образования (п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ). Соответственно, здесь возник вопрос о платности такого образования, так как в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, но только если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ), а уровнем профессионального образования в нашем случае является высшее образование — специалитет, магистратура (п. 3 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Законодатель признал значимость данной проблемы и Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ дополнил указанную норму ч. 15, согласно которой лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации „дипломированный специалист“, имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. Соответственно, дипломированные специалисты на конкурсной основе могут обучаться бесплатно.
Заметим, что указанная норма Закона об образовании вступила в силу с 15 февраля 2014 г. Однако до сих пор не ясна ситуация в отношении тех дипломированных специалистов, которые были приняты в магистратуру в период с 1 сентября 2013 г. по 14 февраля 2014 г. Очевидно, что Федеральный закон от 03.02.2014 N 11-ФЗ должен включать норму о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

В образовательном сообществе существует миф, базирующийся на ч. 3 ст. 5 Закона об образовании, а именно — бесплатное высшее образование в рамках одного уровня возможно только один раз в жизни. Так, если бакалавр обучался бесплатно (равно как и платно), то он впоследствии вправе на конкурсной основе бесплатно обучаться в магистратуре (здесь разные уровни высшего образования). Но, если бакалавр обучался бесплатно, а по окончании бакалавриата опять поступил в бакалавриат, но по другому направлению, то в этом случае бесплатность для него исключается (здесь один уровень высшего образования). Аналогичная ситуация для специалистов и магистров с последующими специалитетом и магистратурой соответственно.
Однако это всего лишь миф.
Во-первых, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ). Конституция РФ в отличие от ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ не ограничивает бесплатность высшего образования условием о том, что образование данного уровня гражданин должен получать впервые.
Во-вторых, из ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ следует, что бесплатность высшего образования, получаемого впервые, гарантируется государством, однако это не означает, что бесплатность высшего образования, получаемого гражданином в рамках одного уровня повторно, исключается. Она просто не гарантируется.
В-третьих, содержание ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ дает основание полагать, что даже второе или последующее высшее образование может быть бесплатным. Здесь единственное условие — должны быть бюджетные ассигнования федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов. В этом случае обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста (не путать с лицами, имеющими высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации „дипломированный специалист“!) или диплом магистра, будет являться получением ими второго или последующего высшего образования, но за счет соответствующих бюджетных ассигнований, то есть не за свой счет.

Статья: Правовые вопросы магистратуры и новеллы законодательства об образовании
(Гаврилов Е.В.)
(»Советник в сфере образования», 2014, N 4)

Курсивом выделил то с чем я на самом деле не очень согласен — но такая позиция существует.(для сведения поэтому прилагаю). Полагаю что все таки только 1 раз можно получить бесплатное образование- но по уровню — специалист, магистр.

Читать еще:  Можно ли уволить беременную женщину с работы и в каких случаях

бакалавр — для вас это по сути снова специалист идет ( по нынешнему законодательству) — поэтому вас и просят перейти на платное

У кого есть право на бесплатное высшее образование в 2019 году

Содержание статьи

Право на бесплатное высшее образование

Здравствуйте, скажите имею ли я право получить второе высшее образование беспдатно, если первое было платное?

ВУЗ категорически отказывается принять документы на бюджет. Законно ли?

Александра, добрый день!

Статья 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет право граждан РФ на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе высшее образование предоставляется гражданам только на платной основе, так как освоение программ второго высшего образования не является получением образования впервые.

Таким образом, ВУЗ, в который Вы пытаетесь подать документы на получение на бюджетной основе 2-го бесплатного образования, правомерно отказывает Вам.

Получение бесплатного высшего образования во второй раз

Здравствуйте! Такой вопрос. По закону я вроде бы имею право получить в РФ бесплатное высшее образование, но с оговоркой, если это образование получается впервые и определенного уровня. Так вот, я получила платное первое высшее. Хочу получить второе бесплатное, но т.к. это один уровень образования — высшее, получается, не могу. А магистратура считается другим уровнем? В общем, в моей ситуации, какое образование я могу получить сейчас бесплатно?

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» в РФ установлены следующие уровни высшего образования:

2) высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование — специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование — магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки
(подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 69) обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением
второго или последующего высшего образования
:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра.

В общем, в моей ситуации, какое образование я могу получить сейчас бесплатно?
Ксения

Все зависит от того, какой уровень высшего образования Вы получили.

Если не определитесь самостоятельно, то уточните вопрос.

Ксения, Вы можете поступить в аспирантуру, если у Вас точно диплом специалиста, а не дипломированного специалиста. Если не трудно уточните в каком году Вы окончили вуз.

Скорее всего, так оно и есть. У вас диплом специалиста и магистратура для Вас будет вторым высшим образованием.

История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

В теме раскрыты такие вопросы:

  • Как был принят закон «Об образовании» в РФ.
  • Нормативные последствия принятия закона.
  • Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» № 273 -ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» № 273 , который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон № 185 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения. Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2 , статья 3 ) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95 .

90 -е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания. На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся. Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44 . Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе № 273 -ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48 .

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Уровни высшего образования

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Читать еще:  Нужно ли в 2019 году отрабатывать 2 недели при увольнении по собственному желанию по закону РФ: у ИП, пенсионерам

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет

2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Образование. ВУЗы

Образование. ВУЗы — основные нормативные акты

ВНИМАНИЕ! С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон (за исключением положений, для которых в ст. 111 установлены иные сроки вступления их в силу):

Со вступлением в силу этого закона утратили силу действующие ранее:

О современном состоянии образования в России и предложения о его модернизации см. в докладе, направленном в Государственную Думу:

Права человека и модернизация российского образования. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Специальный доклад 17 апреля 2006 года

Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования:

Перечени профессий (специальностей), по которым в настоящее время осуществляется образование (подготовка) в ВУЗах, утверждены Министерством образования РФ и Госстандартом:

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист». — отменено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245

Реформа в действии — федеральный и национальный исследовательский университеты

В системе образования появились новые категории ВУЗов — федеральный университет и национальный исследовательский университет.

Идея создания федеральных университетов (ФУ) возникла в 2006 году в процессе разработки приоритетного нацпроекта «Образование». Вскоре были открыты два первых ФУ – Сибирский и Южный. СФУ был образован на базе Красноярского госуниверситета, а ЮФУ – Ростовского госуниверситета.
Недавно президент подписал указ о создании Дальневосточного ФУ (Владивосток), в целом одобрена идея образования еще целого ряда ФУ — Уральского (Екатеринбург), Приволжского (Казань) и Калининградского (Калининград). На очереди — создание ФУ в Якутии, и в Воронеже. Всего же в России в ближайшее время планируется открыть не менее 10 федеральных университетов.

Законом РФ от 10 февраля 2009 г. №18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» утверждается ряд соответствующих поправок в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Федеральный университет — высшее учебное заведение, которое реализует инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки и доводит результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения. На статус «национального исследовательского» может претендовать университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной деятельностью и научной, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук. (см. ст.9 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Федеральные университеты должны занять верхнюю позицию в иерархии российских ВУЗов. Они будут создаваться в форме автономных учреждений, тем самым получая право самостоятельно распоряжаться своими средствами. В их состав могут включаться не только ВУЗы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. Ректор назначает Правительство РФ на срок до 5 лет. Кроме того, в университете должны быть президент и попечительский совет, создаваемый в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и контроля за их использованием.

Статус федерального университета предоставляется бессрочно, а национального исследовательского — на срок до 10 лет, причем отбор идет по конкурсу программ развития. И если ВУЗ в какой-то момент перестает соответствовать столь высокому статусу, то может по решению Правительства РФ лишиться категории «национальный исследовательский университет» (см. ст.10 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

И федеральным, и национальным исследовательским университетам дано право учить по собственным программам и стандартам. Порядок поступления в эти вузы такой же, как и в обычные.

Нормативные акты по этой тематике::

О федеральных университетах. Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №716

О концепции создания сети национальных исследовательских университетов. Министерство образования и науки Российской Федерации. Информация. Апрель 2009

. Распоряжение Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. №480-р

Образовательные организации должны иметь свой сайт в интернете, структура которого определена приказом Рособрнадзора:

Наука в ВУЗах

О создании так называемых инновационных бизнес-инкубаторов на базе вузов — см.:

Порядок создания новых кафедр и лабораторий — см.:

Приказ №159 отменил действовавший ранее Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс утвержденный Приказом Минобрнауки России от 27 февраля 2009 г. №66

Приказ №160 отменил действовавший до 1 сентября 2013 года Порядок создания на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования научными организациями лабораторий, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 27 февраля 2009 г. №65

Для использования в работе при создании хозяйственных обществ разработаны следующие рекомендации:

Прием в ВУЗы

С 2012 года применяется новый порядок приема граждан Российской Федерации в образовательные учреждения высшего профессионального образования, регламентирующий как прием граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства для обучения как за счет средств соответствующего бюджета, так и по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами, а также определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Порядок приема см.

Приказом №3 отменены ранее действоваший
— Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2011 г. №2895

Приказом №2895, в свою очередь, были отменены ранее действовашие
— Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. №396
— Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2009 г. №841
— Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. №442

Заметим, что Приказ №21 отменил ранее действующий Перечень, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 №25, а Приказ №25, в свою очередь, отменил ранее действующий Перечень, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 10 декабря 2009 г. №719

Стипендии и кредитование образования

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработаны Правила предоставления образовательного кредитования:

В настоящее время происходит изменение в стипендиальном обеспечении учащихся:

Социальная поддержка учащихся в иностранных образовательныых организациях

  • Программу социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией
  • Положение о наблюдательном совете Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией
  • Правила трудоустройства граждан Российской Федерации, которым были предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Программой социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией
  • Правила возврата средств, израсходованных на предоставление гражданам Российской Федерации мер социальной поддержки в соответствии с Программой социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, в случае нарушения ими условий участия в Программе, а также выплаты штрафа

Преподаватели ВУЗов

Магистранты, аспиранты (адъюнкты), а также специалисты, имеющие высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2 лет, могут преподавать в высшем учебном заведении — после соответствующей подготовки (квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании»):

Профессиональные квалификационные группы работников ВУЗов — как профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений, так и работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала см.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения профессиональных образовательных программ. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология:

Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 №137
Ранее применялась Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства образования РФ от 18 декабря 2002 г. №4452

Повышение квалификации и переподготовка

Деятельность образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов регламентируется:

Аккредитация ВУЗов

Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования (вузов) независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы:

Заметим, что ранее действовавшие Положения, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №184 и от 14 июля 2008 г. №522, утратили силу.

Военные кафедры

Не секрет, что зачастую для молодых людей при выборе ВУЗа главным критерием является наличие в нем военной кафедры. Перечни ВУЗов с военными кафедрами и ВУЗов, где такие кафедры ликвидируются см.

Регламентация деятельности таких кафедр, а также специальных военных центров установлена в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 2008 г.

Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. №152 с Приложениями:
Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Деятельность же этих военных центров регламентируется совместным приказом Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ:

См. также: Право в сфере образования на Российском общеобразовательном портале

Законы о втором высшем образовании

Отдельного закона о втором высшем образовании в российской правовой базе нет. Процедура поступления в вузы уже дипломированных специалистов, содержание и объемы программ их обучения, а также правила оплаты учебы регулируются отдельными статьями федеральных нормативных и правоприменительных актов.

Существующие законы

До 2013 года основным законом, регламентирующим сферу второго высшего образования, был вышедший в свет еще 22-го августа 1996-го года Федеральный закон 125-ФЗ под названием «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он много раз редактировался и дополнялся (последние уточнения были внесены в декабре 2011-го года).

ФЗ № 125 регламентировал все правовые отношения в системе высшего и дальнейшего послевузовского образования в России и состоял из следующих разделов:

  1. Высшая образовательная система в РФ – ее структура, уровни и стандарты.
  2. Учреждения вузовского образования:
    • их виды и задачи,
    • создание,
    • управление,
    • реорганизация и т. п.
  3. Научно-исследовательские и другие организации системы высшего образования.
  4. Обязанности и гарантии прав обучающихся в вузах.
  5. Финансовые вопросы вузовской системы:
    • отношения собственности;
    • финобеспечение;
    • платные услуги;
    • оплата труда.
  6. Международное сотрудничество.

Переход на уровневую европейскую систему образования, построенную по принципу непрерывности, потребовал кардинального изменения имеющегося законодательства. С 1.09.2013-го начал работать новый закон, в котором прописана правовая основа деятельности всех образовательных организаций – от дошкольных до послевузовских – 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Его статья № 110 содержит указание на утрату силы закона 125-ФЗ.

Содержание

Последняя редакция закона «Об образовании», утвержденная в 2014-м, вступила в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:

  • Структура образования, стандарты и программы.
  • Язык и формы обучения.
  • Образовательная деятельность государственных и частных организаций.
  • Права обучающихся и их законных представителей.
  • Педагогическая деятельность.
  • Международное сотрудничество.
  • Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т. п.

Новшеством стало введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и реализации образовательных программ через Интернет. Документ постоянно корректируется, последние изменения вносились в ФЗ № 273 в конце 2017 года, они касались назначения социальных стипендий.

О втором высшем

Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статьи от 69-й до 72-й. В них закреплено следующее:

  1. Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
    • бакалавриат;
    • специалитет и магистратура;
    • подготовка высококвалифицированных научных кадров.
  2. Для поступления на любой уровень обучения нужно иметь диплом об окончании нижестоящей ступени.
  3. Образовательные стандарты одинаковы для всех вузов страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ или НИУ ВШЭ). Такие учебные заведения вправе устанавливать собственные, не противоречащие федеральным, нормы для всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, интернатуры.
  4. Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у студента уже есть диплом об окончании такого же либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
    • бакалавриата – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра;
    • магистратуры – при наличии диплома магистра или специалиста;
    • ординатуры либо ассистентуры-стажировки – после окончания учебы по программам этого же уровня;
    • поступающих на программы подготовки научных работников и педагогических кадров – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.

Вопросы второго высшего образования военнослужащих регулирует 19-я статья ФЗ № 76.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector